"Чтобы строить гражданские суда, нужны новые верфи и проектное бюро"

Президент "Объединенной судостроительной корпорации" Владимир Пахомов рассказал в интервью "Интерфаксу" о непростых задачах, поставленных перед руководством корпорации, и о том, как планируется их решить

Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU – Несмотря на опасения российского премьера, формирование "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) было завершено вовремя - к 1 апреля. "За скобками" остались, лишь 4 судоремонтных завода Минобороны, которым предстоит пройти процедуру финансового оздоровления. Теперь перед руководством корпорации - более сложная задача: как на предприятиях, требующих глубокой модернизации, реализовать амбициозные планы Минпромторга по строительству гражданских судов. Выход - строить новые верфи и открывать проектные бюро, заявил в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Дмитрию Кудряшову президент ОСК Владимир Пахомов.

ОСК сформирована, но объединенные активы в массе своей ориентированы на ВПК. Этот дает повод для скепсиса по поводу планов строить большое количество гражданских судов. Диспропорция будет ликвидироваться, или все останется как есть?

Конечно, в будущем мы планируем увеличивать долю гражданского судостроения в общем объеме заказов. Но для этого необходимо провести огромную работу - создать новое проектное бюро, построить современные верфи. Акцент будет делаться на строительстве судов технического и вспомогательного назначения, ледокольных судов, научно-исследовательских, речных, рыболовецких. Будем производить оборудование для освоения шельфа, нефтяные платформы. Особое внимание будет уделено постройке газовозов.

Конкретные проекты уже обсуждаются?

Пока инвестпрограмма находится в процессе формирования, но некоторые приоритетные проекты назвать могу. Во-первых, это строительство нового судостроительного комплекса в западном регионе. Его мощности должны ежегодно выпускать до 200 тыс. тонн металлопроката - примерно для 8-10 крупнотоннажных судов. Ориентировочный объем финансирования - 50 млрд рублей, срок реализации - 5 лет. Во-вторых, это проект создания инжинирингового центра гражданского проектирования. Его приблизительная стоимость - 1 млрд рублей, срок реализации - 1 год. Кроме того, мы думаем о создании центров технического обслуживания морской техники в северном и в дальневосточном регионах, - соответственно, совместно с "Газпромом" (РТС: GAZP) и "Роснефтью" (РТС: ROSN). Также планируем перейти на комплексный сервис кораблей ВМФ. Ну, и четвертый заметный проект предполагает проектирование и строительство судов для перевозки сжиженного газа для "Совкомфлота". Ориентировочный объем его финансирования - около 15 млрд. руб., срок реализации - 4 года.

Идет ли сейчас речь о присоединении к ОСК новых активов?

В рамках мартовского поручения правительства мы посетили ряд судостроительных предприятий южного региона. Сейчас анализируем их состояние, определяем круг потенциальных претендентов на интеграцию в ОСК. В этом нам помогают местные власти. Например, сейчас обсуждается вхождение в корпорацию судостроительного завода "Красные Баррикады" в Астраханской области. Окончательный же состав предприятий найдет свое отражение в отдельном указе главы государства.

Насколько "проблемными" являются активы, которые перешли в собственность ОСК?

Большинство предприятий, интегрированных в ОСК, имеют финансовые сложности в той или иной степени. На двух из них - "Дальзаводе" и Николаевском-на-Амуре судостроительном заводе - еще раньше была введена процедура банкротства. У части предприятий - предбанкротное состояние: хронические убытки, дефицит оборотных средств, арестованное имущество, неплатежи. Естественно создание условий для улучшения их финансовых показателей и ликвидация задолженности является первоочередной задачей ОСК. Сейчас прорабатываем возможные пути финансового оздоровления.

Гособоронзаказ на предприятиях ОСК будет сокращаться в связи с кризисом?

В феврале глава правительства на заседании совета генконструкторов заявил, что гособоронзаказ России сокращен не будет. Правомерно считать, что и для предприятий ОСК, он останется неизменным и составит на 2009 год около 60 млрд рублей.

Ранее представители ОСК сообщали "Интерфаксу", что на развитие лизинга в судостроении планируется привлечь порядка 50 млрд руб. Откуда такие цифры?

Мы исходим из того, что заказами на строительство судов должно быть обеспечено максимальное количество предприятий корпорации. В ходе переговоров с потенциальными лизингополучателями была изучена их потребность в новой технике. В результате мы пришли к выводу, что по лизинговой схеме существует необходимость в постройке более 200 судов на сумму более 50 млрд рублей.

Часть денег, я так понимаю, ОСК уже получила, часть получит в этом году?

Да. в 2008 г. в уставный капитал корпорации было направлено из бюджета 1,8 млрд руб. В этом году планируем, что будет внесено еще 2,5 млрд рублей. Всего до конца 2010 года мы рассчитываем получить 8,3 млрд рублей. Сейчас согласуем с министерствами и ведомствами необходимую документацию.

Другие источники финансирования, помимо бюджетных средств, предусмотрены?

Предусмотрены. Ожидается, что в нашей программе примут участие финансово-устойчивые банки и их лизинговые компании, такие как ВЭБ, ВЭБ-Лизинг, Газпромбанк и "Газпромбанк Лизинг".

Почему именно они?

Для привлечения дополнительного финансирования, требуется участие крупных специализированных лизинговых компаний, которые имеют долгосрочный и положительный опыт работы со значительным объемом средств.

Конкретные заявки уже прорабатываются?

Подготовку некоторых контрактов начали. Например, в одном из проектов планируется участие Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь". Параллельно по всем проектам работаем над минимизацией рисков невозврата: стоимость проектов высока, а мировой кризис мог повлиять на финансовое положение лизингополучателей.

Другие варианты привлечения инвестиций – как на лизинг, так и на развитие - не рассматриваете? Как Вам вариант IPO, например?

Я считаю вопрос об IPO несколько преждевременным. Для начала надо поправить финансовое положение многих наших предприятий, повысить эффективность, выйти на прибыль, "обрасти" заказами, а уж потом и вести речь о первичном размещении наших ценных бумаг на рынке.

Несколько вопросов по зарубежным планам корпорации. Какие проекты готовятся в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного с Минтрансом Кубы?

Мы согласовали с кубинской стороной и Внешэкономбанком (третий участник меморандума - ИФ) технические характеристики 15 судов, предназначенных для поставки. Речь идет о сухогрузах дедвейтом 3,5 и 5,5 тыс. тонн, танкеров дедвейтом 20 и 70 тыс. тонн и плавучего дока грузоподъемностью 50 тыс. тонн (по нему, сразу замечу, рассматривается вариант производства секций в России). В марте Кубе переданы на рассмотрение соответствующие коммерческие предложения. Сейчас совместно с Внешэкономбанком прорабатываются схемы финансирования этих проектов.

А в Венесуэле ВЭБ планируется привлекать к финансированию строительства верфи на реке Ориноко (соответствующий меморандум ранее подписан с местной PDVSA Naval - ИФ)?

Нет. В марте Венесуэлу посетила группа российских специалистов, они ознакомились с потенциальными местами строительства верфи, обсудили стоимость проекта, объем работ и уровень кооперации. Сейчас предполагается, что строительство верфи будет осуществляться на коммерческой основе за счет средств венесуэльской стороны.

Какие проекты намечаются совместно с южнокорейской Samsung Heavy Industries, с которой ОСК также договорилась о сотрудничестве?

Конкретные направления сотрудничества и проекты рассмотрит сформированный рабочий комитет. Предварительно обговорены перспективы строительства и модернизации верфей в России, закупка оборудования и материалов для технологических целей и строящихся судов. Предполагается разрабатывать технологии по проектированию и строительству судов и платформ для нефтегазового шельфа. Обсуждаются вопросы подготовки кадров.

Какие-то еще проекты планируются за рубежом в ближайшее время?

Ряд проектов обсуждается. По просьбе Аргентины, например, подготовлены и переданы предложения по строительству научно-экспедиционного судна и ледоколов для антарктических экспедиций. Кроме того, изучается возможность постройки различных судов по российской документации на местных верфях. Также подготовлены и переданы предложения по сотрудничеству с Эквадором, Камбоджей, Финляндией, Норвегией, Францией, Японией. Сюда же приплюсуйте проекты, обсуждаемые по линии военно-технического сотрудничества.