За АвтоВАЗом пришли
Генпрокурор Юрий Чайка намекнул, что в ходе проверки "АвтоВАЗа" прокуроры нашли что-то интересное. Сейчас обсуждаются "меры реагирования". За госпомощь приходится расплачиваться дорого: это не первая проверка компании контрольными органами и, видимо, далеко не последняя
Москва. 24 апреля. IFX.RU - Госпомощь не дается даром. Это, кажется, поняли уже все: и общественность, и сами компании. За все нужно платить, чаще всего - потерей независимости. Если раньше компании могли сами решать, как вести бизнес и на что направлять деньги - на премии руководству или на инвестиции, то теперь государство очень заинтересовалось процессом распределения денег и управлением.
После того, как главного российского автопроизводителя, "АвтоВАЗ", проверила недавно Счетная палата, за него принялась Генпрокуратура. Прокуроров очень заинтересовал вопрос, как именно компания управляется со своим имуществом. И хотя генпрокурор Юрий Чайка не сказал ничего конкретного, были определенные намеки. Сейчас результаты проверки обсуждаются, и на подходе "меры реагирования".
"Мы действительно посмотрели сейчас "АвтоВАЗ" с прокуратурой Самарской области. Мы соответствующие меры реагирования будем предпринимать", - заявил Ю.Чайка. По словам Ю.Чайки, предмет проверок - эффективное управление имуществом, организация работы с точки зрения соблюдения законности. "Меры реагирования на стадии обсуждения. Мы только получили эту информацию. Сейчас мы ее анализируем", - заявил генпрокурор РФ.
Автогигант и раньше не мог похвастаться крепким здоровьем, а тут еще кризис нагрянул. В результате компания оказалась на грани жизни и смерти, как, в общем-то, и другие российские сборщики авто. Правительство, оценив ситуацию, осознало, что не может позволить умереть национальному автодостоянию. И ринулось принимать меры - заградительные пошлины на иномарки, компенсация части процентной ставки по автокредитам для россиян, решившихся на покупку отечественной машины, госзаказ… Но продажи стремительно падали, начались проблемы с поставщиками из-за неплатежей. Компания предлагала не деньги, а векселя. Конвейеры приходилось несколько раз останавливать.
И правительство решилось дать "АвоВАЗу" денег. Из бюджета компании выделили через Ростехнологии (акционер автогиганта, блокпакет) 25 млрд рублей. Но решение решением, а бюрократическая система работает медленно. Деньги же нужны были экстренно. Поэтому правительство дало приказание банкам: кредитовать прямо сейчас!
Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк согласились выделить 8 млрд рублей немедленно, в виде бридж-кредита, и до 90 млрд рублей в перспективе на всех. Увидев, что государство готово спасать "АвтоВАЗ", многие банки сразу же согласились считать и его векселя приемлемой оплатой.
Однако за бюджетные деньги "АвтоВАЗ" начали проверять все мыслимые и немыслимые контрольные органы. Первой была Счетная палата, она решила оценить, насколько эффективно эти средства тратятся. Как сообщил глава Счетной палаты Сергей Степашин, с одной стороны на предприятии 100 тысяч работающих, которых нужно поддержать. С другой стороны, принятие решение о его поддержке "в определенной степени противоречит нашей собственной стратегической концепции - поддерживать то, что должно обновляться и должно быть новым при выходе из кризиса".
С.Степашин припомнил, что еще в 1999 году рассматривались проблемы АвтоВАЗа. "И тогда еще было принято решение - ну хватит нам ездить на "Жигулях" старых моделей. Прошло 10 лет, ничего не изменилось", - отметил он. Теперь же за "АвтоВАЗ" принялась Генпрокуратура.