Кризисное меню: гамбургеры и квас

Россияне перестают ходить в рестораны. Все больше наших соотечественников предпочитают есть на ходу - и время экономится, и деньги. Рестораны быстрого питания становятся все более популярными. А самым модным напитком в кризис станет квас, прогнозируют эксперты

Фото: Reuters

Москва. 24 апреля. IFX.RU - В кризис россияне будут запивать гамбургеры квасом и вместо чая пить кофе, считают эксперты. Наши сограждане стали гораздо менее охотно тратить свои и без того небольшие зарплаты на еду вне дома. На первый план теперь вышло не качество еды, а ее цена. Так что столики в ресторанах пустеют, зато растут очереди за фаст-фудом.

Еда на ходу - тренд сезона

Как сообщила генеральный директор компании MIB (японские закусочные и 7 ресторанов в России) Надежда Маэда, доходы дорогих московских ресторанов, с ноября 2008 года по март 2009 года снизились на 20-30%. И правда, кому теперь захочется скушать два листочка рукколы под лимонным соусом за несколько сотен рублей, когда рядом есть какая-нибудь палатка с шаурмой или американскими бутербродами?

Но даже если человек и пойдет в дорогой ресторан, если он может пока еще позволить себе это удовольствие, то уж точно не будет брать "все меню два раза". Размер среднего чека сократился практически вдвое. Теперь посетитель предпочитает заказывать блюда подешевле и выбирать не салат, первое, второе, третье, десерт и вино, а ограничивается одним-двумя наименованиями блюд.

Рестораны, где цены не пугают своими размерами, а находятся на среднем уровне, пострадали меньше, но тоже не могут похвастаться валом посетителей. Их доходы в ноябре-марте сократились на 10-20%, размер среднего чека - на 10%.

Наиболее сильно от снижения спроса пострадали компании, организующие выездное обслуживание корпоративных мероприятий, свадеб и юбилеев. В декабре 2008 года количество корпоративных заказов упало на 70%, а бюджеты на проведение праздников сократились примерно на треть. Что не может удивлять, ведь большинство компаний сейчас испытывают финансовые затруднения, и им точно не до праздников.

Даже демократичные рестораны страдают от отсутствия посетителей. К примеру, сеть ресторанов "Грабли" отметила снижение посещаемости на 15%, сообщил директор по маркетингу сети Александр Рожниковский. По его словам, снижение спроса на питание вне дома сказалось и на объеме среднего чека в "Граблях".

Зато вольготно себя чувствует фаст-фуд. Доходы в сегменте быстрого питания увеличились на 5%, сообщила Надежда Маэда в ходе саммита "Ресторанный бизнес в России". Впрочем, наши соотечественники умудряются экономить даже на фаст-фуде - размер среднего чека тоже стал меньше.

"В марте этого года ситуация на рынке быстрого питания кардинально изменилась. С марта в сегменте фастфуда наблюдается резкий рост - на 20-30%, но при этом размер среднего чека сократился примерно на 2%", - отметила она.

Аналитики Euromonitor International считают, что эта тенденция продолжится. На рынке общественного питания, объем которого в прошлом году составил 382 млрд рублей и увеличился на 12%, наиболее активно будет развиваться сегмент быстрого питания, причем тот, который работает в сетевых проектах. "Сложнее будет независимым игрокам, а также ресторанам и барам", - отметил Euromonitor International Виталий Владыкин. Доля сегмента быстрого питания в настоящее время аналитики оценивают в 37%.

Мировой лидер фаст-фуда McDonald's наперекор кризису продолжает наращивать прибыль. В первом квартале компания заработала на 3,5% больше. Это доказывает, что прогнозы экспертов скорее всего подтвердятся.

Говоря о способах, которые компании используют для снижения влияния кризиса, аналитик обратил внимание, в частности, на то, что компании, работающие на рынке общественного питания, "начали уходить в спальные районы, предлагать специальные меню".

По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Александра Иванова, развитие рынка общественного питания напрямую зависит от состояния экономики и промышленности России.

Согласно опросам, свыше 60% владельцев ресторанного бизнеса были вынуждены провести оптимизацию издержек, а около 15% сократили количество персонала. По словам А.Иванова, опрос выявил, что, несмотря на снижение арендных ставок, рестораторам трудно найти хорошие помещения для открытия новых точек, а также сложно подобрать квалифицированные кадры.

Квас побьет колу

Что касается напитков, то россияне в кризис забудут про колу и прочие фанты, а вернутся к исконно русскому напитку - квасу, считают специалисты. Россияне во время кризиса будут предпочитать квас другим безалкогольным напиткам, а кофе - чаю. И газировка вообще перестанет быть популярной. Такой вывод сделали аналитики компании Euromonitor International в исследовании рынка.

Как заявил аналитик Euromonitor International Виталий Владыкин, "в кризис потребители будут обращаться к тем продуктам, которым доверяют, и, прежде всего, к национальным, в сегменте безалкогольных напитков - это квас".

В сегменте горячих напитков, по его словам, более динамично будет развиваться рынок кофе. "В России потребление чая постепенно трансформируется в культуру потребления кофе, - отметил он. - Рынок кофе растет в связи с тем, что на него приходят ведущие мировые игроки". По прогнозу Euromonitor, темпы роста рынка кофе составят 4% в год.

Это достаточно странно, ведь кофе намного дороже чая. Почему эксперты решили, что наши соотечественники изменять привычкам посидеть дома за чашечкой чая и перейдут на "бизнес-напиток"? Впрочем, исследователи тоже могут ошибаться.

По данным Euromonitor, объем рынка безалкогольных напитков в прошлом году составил 3 млрд литров. В этом году, считают аналитики, темпы роста его замедлятся и в ближайшие пять лет не будут превышать 5% в год. "Причем с газированных напитков потребители будут переключаться на соки и негазированную воду", - отметил В.Владыкин. К тому же будет расти спрос на продукцию с дополнительными свойствами - в частности, с добавлением витаминов и других полезных веществ, отметил он.

Так что, возможно, в скором времени рестораны опустеют, люди будут кушать прямо на улице чебуреки, шаурму и гамбургеры, запивая их витаминизированным квасом с добавлением кофе.

Новости по теме

Меньше пьем?

Новости