Карабахский гордиев узел

О том, как прошла встреча Дмитрия Медведева с главой Армении Сержем Саргсяном в загородной резиденции президента РФ в Завидово - специальный обзор "Интерфакса"

Фото: Reuters

Москва. 24 апреля. INTERFAX.RU - Загородная резиденция президента РФ в Завидово (Тверская область) далеко не в первый раз принимает высоких гостей. Здесь проходят рабочие неофициальные встречи на высшем уровне. Разговор идет и у камина, и за рабочим столом, и во время рыбалки на местном небольшом озере, и у мангала, на котором жарится пойманная здесь рыба или шашлык из подстреленного на охоте кабана, марала… Все это лишь подчеркивает дружескую атмосферу, в которой обсуждаются архиважные проблемы. Так легче, раскованней.

В четверг, 23 апреля Дмитрий Медведев принимал здесь президента Армении Сержа Саргсяна. В общей сложности, это их шестнадцатая встреча в разном формате. Немало!

Журналисты ждали подтверждения армянского лидера, что позиции Азербайджана и Армении по карабахской проблеме, как говорил за неделю до этого Ильхам Алиев, за последнее время "в определенной степени сблизились".

После переговоров Дмитрия Медведева с президентом Азербайджана, Алиев прямо сказал журналистам: "За последнее время были согласованы некоторые вопросы, которые казались ранее трудноразрешимыми, что является хорошей базой для продолжения переговоров". Это было в другой резиденции – тоже загородной – в Барвихе. К сожалению, в Завидово мы ждали напрасно – эти слова подтверждения не получили. Армянский президент после переговоров с российским ни словом не обмолвился о разрешенных проблемах. Более того, он вновь подтвердил, что "стержнем карабахской проблемы является вопрос о статусе Нагорного Карабаха".

При этом, конечно, и Алиев, и Саргсян апеллировали к международным принципам, на которых базируется их политика. Но трактуют они их, как видим, по-разному. Вот и получается, что, несмотря на все подписанные ранее двусторонние документы, и на проведенные между лидерами Армении и Азербайджана переговоры, две страны лишь определяли свои позиции, а не пути, по которым на основе компромиссов можно было решить проблемы, хотя за двадцать с лишним лет всем уже ясно, что разрубить карабахский узел, не идя на компромиссы, невозможно.

Все дело в том, как понимать компромиссы? Как сдачу позиций какой-либо из сторон или как попытку найти решение без проигравших?

Маленький экскурс в историю

Борьба с отделение Карабаха от Азербайджана началась чуть более двадцати лет назад. Карабахская армия, по утверждению азербайджанцев, армянская, за несколько лет выдавила азербайджанские войска из Нагорного Карабаха и еще шести районов, расположенных в Нижнем Карабахе. Победа? Да. Но не решение вопроса на длительную перспективу. Понимая это, первый президент Армении Тер-Петросян еще в 1997 г. предупреждал, что, "если сейчас мы не решим вопрос по НКР (Нагорно-Карабахская республика), то в ближайшем будущем Азербайджан станет важным фактором в нефтегазовой сфере". Он понимал, что энергетика выведет Азербайджан на уровень важнейшего политического игрока в регионе. Так и получилось. Сегодня газовый потенциал Азербайджана достиг 20 млрд кубометров газа, а с учетом разрабатываемых новых месторождений, прибавится еще 12-14 млрд кубометров. Не учитывать эту энергетическую силу не может никто, уже не только в Закавказье.

Через пять лет, в 2002 г., президент Азербайджана Гейдар Алиев предложил Армении освободить четыре из семи оккупированных карабахской (или армянской) армией районов вокруг самого Нагорного Карабаха, в обмен на прекращение экономической блокады Армении со стороны Азербайджана и Турции. Обмен безболезненный, так как эти районы пусты и безжизненны и до сих пор. Но к власти в Армении после Тер-Петросяна пришли карабахские политические военные лидеры. Кто же захочет отдавать завоеванное? Так и шли переговоры неизвестно о чем и зачем. Десятилетиями делали вид поиска решения проблемы. И вот Баку вновь возвращается к предложениям Гейдара Алиева. Более того, Азербайджан предлагает отложить на неопределенное время решение вопроса о самоопределении Нагорного Карабаха.

И сложный вопрос, связанный с лачинским коридором (коридор, соединяющий Карабах с Арменией, проходящий по территории, контролируемой карабахскими силами) может быть решен так, "чтобы не было беспокойства ни у жителей Нагорного Карабаха, ни у азербайджанского населения, которое вернется в район этого коридора".

Возможны и другие предложения. Вот почему, вероятно, президент России Дмитрий Медведев на переговорах и с азербайджанским президентом, и с армянским выразил уверенность в возможности урегулирования карабахской проблемы, исходя из ранее подготовленных предложений "и не закрываясь от новых подходов". Армения в таком случае становится участником крупных международных экономических проектов, в первую очередь, в нефтегазовой и транспортной сферах. Сейчас этого нет. Нетрудно посчитать, какое количество валюты проходит мимо Еревана вместо того, чтобы она шла на создание новых, собственных крупных промышленных объектов.

Сегодня в угоду политических целей экономика отбрасывается на второй, а то и на пятый, десятый план. Предупреждение Тер-Петросяна оказалось пророческим.

Несмотря на оптимистические заявления всех, кто тем или иным способом участвует в решении карабахской проблемы или способствует ее решению, мне это напоминает строевой плац, на котором прапорщик громко отдает команду: "На месте шагом марш!"

А Турцию забыли

Нельзя сбрасывать со счетом и роль Турции в регионе. Азербайджан, уверенный в своей энергетической силе, был убежден, что он может блокировать открытие границ между Арменией и Турцией до тех пор, пока не добьется вывода армянских вооруженных сил с территории Нагорного Карабаха. В одном из азербайджано-турецких протоколов, по данным турецких СМИ, говорилось, что до открытия границы необходимо достичь достаточного прогресса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Но Турция, несмотря на открытое раздражение Баку, пошла на согласие об установлении дипломатических отношений с Арменией и на открытие границы. Заявление об этом было сделано в то время, когда президент Армении находился в Москве.

Вряд ли можно это считать турецкой поддержкой позиции Саргсяна на переговорах в Москве. Скорее, это ответ Алиеву не столько на отказ прибыть в Стамбул для участия в форуме Альянс цивилизации, сколько на резкий протест против улучшения турецко-армянских отношений.

На протяжении многих лет, а особенно, после развала СССР, Турция имела непререкаемый статус сверхдержавы черноморского региона. Перед Анкарой сейчас стоит сложная дилемма – она не может позволить себе испортить отношения с энергетически мощным Азербайджаном, но и уступить статус сверхдержавы в Черноморском регионе руководство Турции тем более не может. Анкара явно решила стать третьим активным фактором в азербайджано-армянских отношениях и не посредником, а участником.

Скоро увидим, поможет она разрубить "гордиев карабахский узел" или добавит посредникам проблем.

Эпилог: развал малых империй?

Оторвемся от карабахской проблемы, посмотрим на карту мира. Баскская провинция в Испании стремится к отделению от метрополии. Ирландский конфликт придушен, но не разрешен. Косовский конфликт Сербии привел к отделению части Страны. Грузия распалась. Кипр разделен. 90-е годы в России также дали массу примеров сепаратизма. В последнее время стали раздаваться предположения, которые пока кроме как бредовыми не называют – о возможном развале на самостоятельные регионы даже США. Квебек стремится получить независимость от Канады, и так далее… Конечно, великие державы, такие, как Россия, США, Великобритания и Канада, еще могут сдерживать эти процессы. Но параллельно с ними в мире все яснее и яснее просматривается новая тенденция – развал "малых империй".

Если этот процесс подтолкнет сепаратизм в великих державах, он приведет к чудовищным последствиям. Так будет, если политики в больших и малых странах не найдут новых подходов для политического устройства мира в XXI веке, основанного на ненасильственном объединении.

Обозреватель Вячеслав Терехов

Новости