Чем вызван "нервический демарш" КНДР

Эксперты спорят о том, чем же именно вызвано решение КНДР вернуться к реализации ядерной программы. Одна утверждают, что это шантаж, другие говорят о логичном ответе на поведение мирового сообщества

Фото: Reuters

Москва. 14 апреля. INTERFAX.RU - Заявление Пхеньяна о выходе КНДР из шестисторонних переговоров и возобновлении ядерной программы вызвало бурный резонанс у российских политиков, экспертов и политологов. Некоторые из них склонны в какой-то мере оправдывать шаг Северной Кореи, оказавшейся под сильным внешним давлением. Другие полагают, что только перемены в КНДР позволят возобновить полноценный диалог о денуклеаризации полуострова. Большинство, тем не менее, признает, что столь жесткий ответ Северной Кореи на сдержанное заявление Совбеза ООН по поводу запуска ракеты затрудняет урегулирование проблем Корейского полуострова и создает угрозу принципам нераспространения ядерного оружия.

"Появилась реальная угроза, что шестилетние усилия мирового сообщества, удерживание Северной Кореи от производства ядерного оружия пошли насмарку", - заявил "Интерфаксу" глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов. Он отметил, что КНДР, отвечая на заявление Совбеза ООН, не только объявила о выходе из шестисторонних переговоров, но и прямо заявила о намерениях развивать силы ядерного сдерживания. "Эту реакцию следует считать либо истеричной, поскольку Совбез ООН, осуждая запуск ракеты, пунктуально следовал своей резолюции 1718, то есть обязательному для исполнения международному закону. Либо запуск ракеты произведен специально, чтобы обострить обстановку в Дальневосточном регионе и побудить участников переговоров к односторонним уступкам", - полагает Маргелов.

Он выразил уверенность, что "переговоры так или иначе неизбежны, а нервический демарш Пхеньяна ослабляет дальнейшие позиции, прежде всего самой КНДР".

Вынужденная мера или шантаж?

По мнению лидера ЛДПР, вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского, к выходу из шестисторонних переговоров по ядерной проблематике Пхеньян подтолкнуло оказываемое на КНДР международное давление. "КНДР имеет полное право испытывать, направлять свои спутники в космос", - заявил "Интерфаксу" Жириновский.

В этих действиях Пхеньяна, отказе от продолжения переговоров в шестистороннем формате он видит вынужденную меру, которая, по его мнению, спровоцирована тем, что на КНДР постоянно оказывается сильное внешнее давление. "Их измучили за 55 лет блокады, унижают, ставят на колени", - заметил Жириновский. В то же время, полагает он, есть силы - вне КНДР – которые заинтересованы в обострении ситуации вокруг корейской проблемы; и речь идет, прежде всего, о тех центрах, которые заранее прогнозируют возможность организации локальных войн. "Здесь будет создан локальный конфликт с возможностью применения ядерного оружия", - не исключил лидер ЛДПР. Аналогичные конфликтные зоны, считает он, формируются на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Кавказе и на Балканах.

Осуждение Советом Безопасности ООН запуска Пхеньяном баллистической ракеты - не лучший способ урегулирования проблем, связанных с ракетной и ядерной программами Северной Кореи, считает президент академии Геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. "У руководства Северной Кореи есть основания обостренно воспринимать эту резолюцию. Ведь ее инициировала Япония - страна сама осуществляющая ракетно-космические программы", - так в интервью "Интерфаксу-АВН" Ивашов во вторник прокомментировал демарш Пхеньяна. По его мнению, "для решения существующих проблем международное сообщество должно втягивать Пхеньян в диалог, а не прессинговать". "Изоляции быть не должно. И здесь конструктивную роль могли бы сыграть Россия и Китай", - сказал эксперт.

В свою очередь главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор Владимир Дворкин заявил "Интерфаксу-АВН", что заявления КНДР о выходе из шестисторонних переговоров является элементом шантажа. "Северная Корея просто пытается подороже "продать" свою ядерную программу. Думаю, это - их единственная цель", - сказал Дворкин, который возглавлял 4-й ЦНИИ Минобороны РФ, занимающийся исследованиями в области стратегических вооружений.

По мнению эксперта, КНДР пытается ужесточить позицию по поводу своей ядерной программы, чтобы затем выторговать более выгодные условия возвращения в рамки шестисторонних переговоров. "В конце концов, северокорейцы все равно сдадутся, потому что им нужны и китайский рис, и дизтопливо", - сказал Дворкин. Оценивая достигнутый Пхеньяном уровень ядерной программы, он отметил, что точных сведений о ней нет. "Программа закрыта, никакой подтвержденной информации нет. Некоторые эксперты считают, что КНДР уже обладает несколькими ядерными зарядами", - сказал Дворкин. Он напомнил, что несколько лет назад КНДР объявила, что испытала плутониевое взрывное устройство.

Еще один сигнал Медведеву и Обаме

Заявление КНДР о выходе из переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова подтверждает насущную необходимость сотрудничества Москвы и Вашингтона, считает президент Фонда глобальной политики Глеб Павловский. "Этот шаг Пхеньяна был прогнозируемым и предрешенным из-за дискредитировавшей международный организации политики прежней администрации США. Поэтому, Обама (президент США), скорее всего, будет делать заявления о кооперации с Россией и с другими глобальными партнерами по решению северокорейской проблемы", - заявил Павловский во вторник "Интерфаксу".

Вместе с тем, по мнению политолога, при отсутствии реального продвижения к изменению системы работы международных институтов эта кооперация "не даст ничего, кроме внешнего эффекта". "Необходимо, чтобы все геополитические игроки пришли к пониманию необходимости создания новой системы международных организаций, и чтобы это система была создана уже до окончания глобального кризиса", - сказал Павловский. Что касается роли Москвы в урегулировании северокорейской проблемы, то, по мнению эксперта, не следует ожидать, что Россия окажет сильное влияние на Пхеньян.

"В плане оказания гуманитарной и экономической помощи КНДР у России не больше возможностей, чем у США и Южной Кореи. В Пхеньяне это понимают и знают, что Вашингтон, имея массу проблем в Ираке и Афганистане, не рискнет искать выход из ситуации силовым путем. Эффект будет, если все партнеры переговорного процесса будут вместе искать выход", - сказал он. Поведение Пхеньяна обусловлено кризисом в работе международных институтов, считает политолог и при этом не исключает, что это - "не последний вызов". "Пока мы не увидим перемен в международной системе отношений, Пхеньян будет и дальше посылать всех к черту. Более того, подобные вызовы возможны и в других регионах мира", - полагает Павловский.

Ким Чен Ир вернулся к власти

Между тем, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что поведение Пхеньяна свидетельствует о том, что Ким Чен Ир сохранил лидерство в Северной Кореи и ожидать каких-то серьезных изменений можно лишь после перемен внутри КНДР. "Демонстративный запуск ракеты, а затем конфликт с Советом Безопасности ООН, свидетельствуют о том, что Ким Чен Ир вернулся к власти. Ожидания, что его сменит преемник, который по-другому будет видеть развитие международных отношений, не оправдались", - заявил Макаркин "Интерфаксу". "Поэтому, надо ждать, пока изменения будут происходить в самой КНДР. Только после этого возможны какие-либо реальные изменения для мирового сообщества", - сказал он.

По мнению политолога, международное сообщество не прибегнет к экономическим санкциям и будет продолжать политику "мягкого давления" на Северную Корею путем оказания экономической помощи. "Можно оказывать помощь, оказывая тем самым "мягкое давление" на Северную Корею. И это происходит. Все ясно понимают, что вводить санкции против этой страны не стоит, поскольку пострадает, прежде всего, ее несчастное население, оплачивающие своим трудом амбиции руководства КНДР", - сказал Макаркин.

В свою очередь член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает заявления КНДР о выходе из шестисторонних переговоров шантажом в ходе торга. "Продолжается торг, я думаю, это заявление означает лишь то, что корейцы будут выторговывать еще что-то, может, экономическую помощь, такое уже было. Это шантаж. Участники переговоров поддадутся на него, потому что неоднократно поддавались", - сказал Малашенко "Интерфаксу" во вторник.

При этом эксперт не исключил, что своим заявлением Пхеньян хотел продемонстрировать, что северокорейский лидер Ким Чен Ир по-прежнему управляет страной, несмотря на многочисленные слухи о его плохом здоровье. "Я не исключаю, что это связано с тем, что ходило много слухов о том, что Ким Чен Ир уходит, что он болен, возобновление программы – это символ того, что барин на месте, что все нормально, не нужно думать, что будут какие-то отклонения. Возможно, Ким Чен Ир почувствовал, что новый президент США Барак Обама склонен к дипломатии и хочет сыграть на этом", - сказал Малашенко. По его мнению, переговоры имеют практическое значение. "Держится рука на пульсе, кроме того, это единственная форма регулярного общения. Это та рутина, от которой, как минимум, никому хуже не бывает", - добавил он.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости