"КД Авиа" могут приземлить навсегда

Росавиация пригрозила "КД Авиа", что если в течение недели компания не договорится с кредиторами о погашение долгов, у нее будет отозвана лицензия. Авиакомпания сутки не могла поднять в воздух самолеты, сейчас ей удалось как-то решить вопрос с некоторыми кредиторами, и полеты возобновились. Но положение ее более чем шаткое

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 апреля. IFX.RU - Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) решило продемонстрировать российским авиакомпаниям, что не намерено церемониться с перевозчиками, которые не могут уладить свои финансовые проблемы и перекладывают их на плечи пассажиров. "КД Авиа", которая из-за долгов не могла сутки поднять в воздух самолеты, получила от регулятора последнее предупреждение. Если до 15 апреля она не договорится о погашении долгов перед лизинговыми компаниями и другими кредиторами, Росавиация отзовет у нее сертификат эксплуатанта, разрешающий осуществление воздушных перевозок.

Самолеты летают, но низенько

Глава Росавиации Геннадий Курзенков был категоричен. По его словам, "КД Авиа" нарушила федеральные авиационные правила по перевозке пассажиров и приказ Минтранса N82, если еще раз подобное повторится, сертификат будет отозван. Эти же санкции регулятор намерен применить, если в течение недели перевозчик не найдет финансирование. "Если они не решат вопросы с банками до 15 числа - то сертификат может быть отозван", - сказал глава Росавиации.

"КД Авиа" прекратила выполнять полеты на внутренних и международных рейсах 7 апреля в 12 часов дня. Ее самолеты были арестованы из-за долгов лизинговым компаниям, которые составляют около 500 млн рублей. Совокупная задолженность авиакомпании перед поставщиками и кредиторами превышает 10 млрд рублей и тоже должна как-то урегулироваться.

Компания, осознав, что крылья ее обрезаны, уведомила Росавиацию, что не может осуществлять полеты. По данным Росавиации, в период 7-8 апреля 2009 года в Калининграде в гостиницах был размещен 191 пассажир, еще 63 пассажира остались по собственному желанию в транзитной зоне. Пассажирам предоставлено питание и медицинское обслуживание.

Утро следующего дня не принесло облегчения. В среду утром "КД Авиа" полеты не возобновила. Росавиация составила график вывоза ее пассажиров. Основные перевозки из Европы взял на себя "Аэрофлот", из Израиля пассажиров вывозит "Трансаэро".

Но во второй половине дня среды произошло чудо. "КД Авиа" заявила, что у нее получилось договориться с кем-то из кредиторов, и она получила возможность возобновить полеты. С кем именно достигнута договоренность, и удалось ли привлечь денежные средства, в компании не сказали, зато сообщили о начале регистрации на зарубежные рейсы: в первую очередь будут отправлены рейсы из Калининграда в Европу и в Израиль. "Мы начали регистрацию на зарубежные рейсы, будем развозить пассажиров на собственных самолетах", - сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь авиакомпании Елена Пеньковая.

Эта весть, безусловно, радостная. Однако, государству, да и пассажирам, которые уже имеют на руках билеты "КД Авиа", наверняка, хотелось бы знать, насколько долговременны эти договоренности, и не произойдет ли завтра или через несколько дней повторной остановки полетов.

Стоит напомнить, что "КД Авиа" была на грани остановки еще в начале марта по причине все тех же "лизинговых долгов", тогда она уже предупреждала Росавиацию о возможном приостановлении деятельности. Тогда компании удалось договориться с лизинговыми компаниями и продолжить переговоры о привлечении кредитов с банками. Погашение задолженности перед лизинговыми компаниями "КД Авиа" осуществляла за счет средств от продажи билетов. Но, как показывает практика, хватило этих мер на месяц, и в начале апреля полеты все же были прекращены.

Где взять денег, притом срочно?

Промедление смерти подобно. Это выражение оказалось как нельзя кстати. Пока "КД Авиа" рискует только своей репутацией, но через неделю, если не договорится с кредиторами, лишится лицензии. Репутацию со временем восстановить компания сможет: ведь у ряда авиаперевозчиков возникали отмены или серьезные задержки рейсов, но сейчас о конкретных случаях помнят, разве что, пострадавшие пассажиры. А вот отзыв сертификата эксплуатанта похоронит компанию окончательно.

По информации источников, "КД Авиа" согласовывает с ВТБ условия предоставления первых денежных средств в размере около 500 млн рублей, которых как раз должно хватить на покрытие "лизинговых долгов", также возможность дальнейшего кредитования. Строгое предупреждение Росавиации должно подстегнуть ее к более активным переговорам и большей гибкости.

Помимо коммерческих кредитов "КД Авиа" может рассчитывать и на средства господдержки, притом даже в рамках двух схем: перевозчик входит в список системообразующих компаний и может получить госгарантии по кредитам в объеме до 5 млрд рублей. Также "КД Авиа" может претендовать на выделение субсидий по кредитам госбанков на аналогичную сумму под залог терминала в калининградском аэропорту "Храброво".

Ситуация с "КД Авиа" была предметом обсуждения на совещании у вице-премьера РФ Сергея Иванова 1 апреля. По итогам встречи было решено проработать механизмы господдержки перевозчика, компания заявляла о потребности в 2,5 - 2,6 млрд рублей.

Одним из условий финансовой поддержки "КД Авиа" является разделение перевозочной и аэропортовой деятельности. В декабре было зарегистрировано отдельное юрлицо - ОАО "Международный аэропорт "Храброво". К настоящему времени практически завершена работа по сертификации служб аэропорта по видам обеспечения. После этого созданная структура будет правомочна вести производственную деятельность, основную часть долгов предполагается возложить на аэропорт, сообщили в администрации Калиниградской области.

Между тем, источник "Интерфакса" в одном из профильных ведомств отметил, что возможность разделения бизнеса компании - в этом случае долги "КД авиа" будут переведены на аэропорт - вызывает вопросы у кредиторов. "Я не исключаю, что разделение может быть проведено несколько позже, поскольку кредиторов настораживает возможность того, что долги будут переписаны на другую структуру", - добавил он, отказавшись от дальнейших подробностей.

В любом случае, выделение средств господдержки явно будет делом не быстрым за неделю его не уладить, а вопрос привлечения финансирования компании надо решать без промедления. На сегодняшний день гарантии компании готова предоставить Калининградская область - по 500 млн рублей в год в течение ближайших трех лет, начиная с 2009 года, и это, судя по всему, самые реальные деньги, которые пока ей "светят".

Новости