Генуя зовет разобраться

Майкл Уинтерботтом, почитаемый многими за легендарную историю о "Круглосуточных тусовщиках", сделал фильм о семейном побеге от прошлого. Итальянский портовый город Генуя - не самое плохое место для переоценки ценностей

Москва. 3 апреля. INTERFAX.RU - Англичанин Майкл Уинтерботтом ("9 песен", "Круглосуточные тусовщики") с середины 90-x годов прошлого века стабильно выпускает по фильму раз в год (а иногда и по два) и каждый из них всегда оказывается в поле зрения фестивальных отборщиков, а чуть позже и обычных зрителей. Российские прокатчики не отстают и с нетипичной для них регулярностью покупают работы Уинтерботтома. Вот и прошлогодняя "Генуя", пускай и с некоторым опозданием, но все же выходит на наши экраны. Разносторонний режиссер на этот раз рассказывает историю семьи, оставшейся без матери, и выбравшей в качестве попытки начать жизнь с чистого листа переезд на родину Христофора Колумба.

Глава этой американской семьи, которого играет почему-то англичанин Колин Ферт, принимает приглашение своей итальянской коллеги поработать преподавателем в местном университете и отправляется туда с двумя дочерьми. Младшая винит себя в смерти матери, и со временем это превращается в навязчивые галлюцинации, в которых она видит ее призрак, а старшая находится в том возрасте, когда ты уже совершенно точно не ребенок, но еще и не взрослый человек. Итальянский портовый город, с уникальной атмосферой и чрезвычайно запутанной системой узких улочек, поможет каждому из них сначала заблудиться в них, а потом найти верный путь.

Лучшую метафору запутанности отношений и невозможности смотреть на вещи ясно, чем Генуя, сложно было придумать. И Уинтерботтом, надо сказать, уже в выборе места действия картины накинул себе несколько очков. Улицы, в которые никогда не попадают солнечные лучи, совершенно неожиданно могут вывести вас на красивейший средиземноморский берег и судьба главных героев развивается именно по этой схеме. Помочь передать своим персонажам их чувства и переживания режиссер в очередной раз пригласил молодого, но уже имеющего достаточно опыта и таланта, датского оператора Марселя Зюскинда. На его счету, помимо нескольких коллабораций с Уинтерботтомом, работа на последних фильмах шведа Лукаса Мудиссона ("Мамонт") и американца Хармони Корина ("Мистер Одиночество").

Зюскинд редко использует технические приспособления для камер, предпочитая снимать с руки, тем самым добиваясь максимально реалистичной манеры. Дрожащая камера прекрасно передает неуверенность и слепые попытки вернуть прежнюю стабильность и счастье в отношения членов небольшой семьи, которые разваливаются на наших глазах. Такой реализм типичен для Уинтерботтома, но все-таки "Генуя" немного выбивается из ряда его работ. Прежде всего это происходит из-за камерности этой драмы, потому что большинство предыдущих фильмов англичанина отличались попыткой превратить их в срез настоящей или вымышленной истории, будь то английская рок-музыка и начало эпохи рэйва ("Круглосуточные тусовщики") или тотальный конфликт Запада с исламом ("Сильное сердце", "Дорога на Гуантаномо").

Здесь же мы сталкиваемся с обычными людьми, которые попадают в сложную психологическую ситуацию и пытаются из нее выбраться. Этот незамысловатый фильм, который вряд ли можно считать исключительным в творчестве Уинтерботтома, для него самого, похоже, значит больше, чем мы можем это заметить. Он, судя по всему, сам открывает для себя новую страницу. И Италия, в частности Генуя, в этом смысле как нельзя лучше подходит не только для героев картины, но и для самого режиссера.

Обозреватель Артем Ушан

Новости