Минфин предложил собрать с нефтяников 200 млрд рублей за три года дополнительно

Москва. 3 августа. INTERFAX.RU - Минфин разослал в профильные министерства законопроект о пересмотре параметров налога на дополнительный доход для нефтяных компаний, который позволит дополнительно собрать с них около 200 млрд рублей за три года, пишет "Коммерсантъ". Предлагаемые изменения в основном затронут "Газпром нефть" и "Роснефть".

Рассылку законопроекта подтвердили в Минфине, а в Минэнерго сообщили, что уже сформулировали свою позицию по этим предложениям.

Ранее замминистра финансов Алексей Сазанов говорил, что федеральный бюджет в 2019 году недополучил 213 млрд рублей из-за введения НДД. Министерство предложило изменить параметры налога, чтобы в будущем избежать выпадающих доходов и вернуть потерянные в 2019 году доходы через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для некоторых категорий, сообщал он.

НДД заработал с 2019 года в порядке эксперимента. В этом режиме налогом облагается не объем добычи (как при взимании налога на добычу полезных ископаемых, НДПИ), а финансовый результат (выручка от продажи нефти за минусом затрат). Чтобы гарантировать некий объем поступлений в бюджет, в расчет НДД включен пониженный НДПИ (примерно 60% от обычной ставки), который вычитается из налогооблагаемой базы.

По данным источников "Коммерсанта", "Роснефть" и "Газпром нефть" не согласны с предложениями Минфина и вопрос может быть вынесен на уровень президента.

Предложения Минфина ухудшают условия НДД для всех групп месторождений: это запрет уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 года, а также сокращение размера вычитаемых расходов. Действующую ставку расходов в размере 7140 рублей на тонну, которая должна быть повышена до 9520 рублей с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, после чего повысить только до 8600 рублей, пишет газета.

Ухудшение условий касается также группы месторождений, самой большой по объему добычи (около 26 млн тонн в год), которые имели льготы по экспортной пошлине на нефть и могли переходить на НДД добровольно. Именно с этой группой связаны основные потери бюджета. Вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах предлагается ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот, пишет газета.

Эти меры, по подсчетам Минфина, должны принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд рублей в 2021 году и 55,6 млрд рублей в 2022 году. По словам источников газеты, в целом речь идет примерно о 200 млрд рублей. Именно у "Газпром нефти" и "Роснефти" месторождения входят во вторую группу (а также одно месторождение "Сургутнефтегаза").

Директор департамента Минэнерго Александр Гладков в начале июля говорил, что ведомство начало диалог с Минфином по предложениям о корректировке НДД. "У него (Минфина. - ИФ.) просто появились предложения, связанные с теми предложениями, которые давали нефтяники, а также в связи с тем, что он видит по поводу собираемости налогов. Есть некие разногласия между нефтяниками, нами и Минфином относительно того, как оценивать результаты работы месторождений, которые есть в рамках НДД. Мы начали разговор с Минфином относительно того, будет ли что-то меняться, будет ли расширяться периметр (пилотного проекта по НДД - ИФ). Соответственно, сейчас мы начинаем обмениваться экономическими расчетами и информацией с тем, чтобы впоследствии выйти на принятие какого-то решения [...] Мы сторонники того, чтобы эту систему разворачивать более широко", - сказал чиновник.

Минэнерго оценивает эксперимент по НДД в целом успешным. "Мы очень внимательно следим за тем экспериментом, который проходит. И в этом отношении мы полагаем, что в общем эксперимент довольно удачный, потому что видно из него, что добыча на этих месторождениях идет, инвестиции вкладываются. И соответственно полагаем, что можно говорить о расширении той группы месторождений, которые мы под НДД отвели", - отмечал Гладков.

Система НДД применяется с 1 января 2019 года к четырем группам месторождений. Первая группа: участки, расположенные полностью или частично в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе (НАО), севернее 65-го градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в пределах российской части дна Каспийского моря при условии, что степень выработанности запасов нефти на участке недр не превышает 5%, либо запасы нефти по такому участку недр впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 года. Вторая группа - месторождения, на которые в настоящий момент распространяется льготная ставка экспортной пошлины.

В третью группу входят участки Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), ЯНАО, республики Коми со степенью выработанности запасов нефти не менее 10%, но не более 80%, если по состоянию на 1 января 2017 года участок недр находился в разработке не менее шести лет. При этом совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2018 год по всем участкам недр не должна превышать 15 млн тонн. Данные участки будут являться "пилотными". На них будет отрабатываться система НДД для анализа того, как в дальнейшем распространить систему на всю нефтяную отрасль. Анализ может занять около пяти лет.

Четвертая группа - участки в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Коми со степенью выработанности запасов нефти не более 5%, с начальными извлекаемыми запасами нефти менее 30 млн тонн. При этом общий суммарный размер запасов этой группы месторождений не должен превышать 150 млн тонн. По четвертой группе был составлен перечень участков, в который попало в общей сложности 39 месторождений.

Новости