Прощание с "каблуками"
В России останавливает производство первый автостроитель - удмуртский "ИжАвто". Компания не смогла справится с тройным ударом - сокращение спроса, девальвация, отказ "АвтоВАЗа" от покупки завода. В результате ижевский автозавод уволит почти всех сотрудников - 5 тыс. из 5,4 тысяч. Последуют ли его примеру остальные?
Самара. 1 апреля. IFX.RU - Кризис убил первого автопроизводителя. После продолжительной болезни в муках умирает удмуртский завод - ОАО "ИжАвто". С тех пор, как стало ясно, что "АвтоВАЗ", и сам неважно себя чувствующий, не собирается покупать ижевского автостроителя, состояние его стало стремительно ухудшаться. Завод будет вынужден остановить производство в самое ближайшее время. Всенародно известный "каблучок" больше будет некому собирать.
Как сообщил "Интерфаксу" представитель группы "СОК" (владеет "ИжАвто") Дмитрий Румянцев, пока завод работает. Но это ненадолго. Вскоре его придется остановить и уволить сотрудников.
По его словам, причин этому несколько. "Во-первых, это девальвация рубля. За счет курсовой разницы стоимость машинокомплектов, которые мы закупаем у компании KIA Motors за валюту, с осени выросла на 40%, при этом цены на продукцию завода не поднимались. При этом мы неоднократно выходили на корейскую компанию с просьбой снизить стоимость комплектов, однако они навстречу не пошли. В итоге с конца прошлого года "ИжАвто" ежемесячно несет значительные убытки, исчисляемые миллионами долларов", - сказал Д.Румянцев.
Во-вторых, отметил он, произошло значительное сокращение спроса на все автомобили, продаваемые в России. "По нашим оценкам - от 40% до 60%", - заявил Д.Румянцев.
"В третьих - планируемая сделка с "АвтоВАЗом" по покупке "ИжАвто" не состоялась из-за позиции "АвтоВАЗа". Мы рассчитывали, что после завершения сделки новый собственник предприятия начнет выпуск новых моделей и загрузит "ИжАвто", как это предполагалось изначально. К сожалению, этого не произошло", - сказал представитель группы "СОК".
"ИжАвто" принадлежит группе "СОК". Завод производит автомобили KIA (Spectra, Rio и Sorento), а также "ВАЗ-2104" и фургоны на базе автомобилей "Иж" ("каблучки"). "СОК" предложил "АвтоВАЗу" купить "ИжАвто" в начале этого года. Стороны договорились о покупке 100% акций завода за $357 млн. "ИжАвто" даже указало в отчете за 3-й квартал о планах выпуска Renault и Nissan с 2010 г. А затем из-за кризиса у "АвтоВАЗа" кончились деньги.
Без поддержки со стороны удмуртский завод выжить не сможет. Впрочем, этого следовало ожидать. Теперь, когда производство будет остановлено, над компанией реально нависла угроза банкротства - откуда "ИжАвто" возьмет деньги на выходное пособие сотрудникам и расплату с кредиторами?
На днях президент Удмуртии Александр Волков заявил, что он тоже ничем не может помочь компании, и она вскоре объявит о сокращении 5 тыс. сотрудников. Всего там работает около 5,4 тыс., "ИжАвто" - один из крупнейших работодателей региона, и подобное сокращение очень чувствительно. Для завода же это означает практически полную ликвидацию.
Представитель "СОКа" пообещал, что руководство компании выполнит все социальные обязательства перед увольняемыми работниками и сделает все возможное для переобучения и трудоустройства желающих.
И теперь возникает вопрос: "ИжАвто" - первый среди многих или все же есть надежда, что российский автопром не будет банкротиться? "АвтоВАЗ" вроде бы спасает государство, "ГАЗу" помогут гарантиями (да и принадлежит он олигарху Олегу Дерипаске), а вот что ожидает остальных?