Власти готовят налоговый шок
Российские фискалы нашли как пополнить бюджет и запросили дополнительные рычаги налогового администрирования. Если правительство согласится с предложениями, то для бюджетов будет изыскано еще 1,3 трлн рублей доходов. Горькую пилюлю для бизнеса подсластили, пообещав, что некоторые нововведения будут временными
Москва. 31 марта. IFX.RU - Никто не знает когда кризис закончится и сколько действительно понадобится средств на ликвидацию его последствий, в том числе и из бюджета. Правительство России загодя озаботилось проработкой источников налоговых доходов, поручив ответственное задание тем, кто и призван наполнять бюджет. Федеральная налоговая служба (ФНС) внесла шесть предложений, которые в сумме могут пополнить бюджеты всех уровней еще на 1,3 трлн рублей. В итоге федеральному бюджету перепадет свыше 900 млрд рублей, а субъектам РФ - около 400 млрд рублей. Большая часть новаций вряд ли понравится бизнесу. ФНС рвется к банковской тайне, к более жесткому регулированию табачного и алкогольного рынка, ужесточению регулирования уплаты НДС и просит ввести налог на финансовые операции.
Свои предложения о мерах налогового администрирования ФНС направила в правительство 23 марта. Глава ФНС Михаил Мокрецов подтвердил агентству "Интерфакс-АФИ" направление документа (текст имеется в распоряжении агентства) в правительство. По его словам, это сделано в соответствии с поручением председателя правительства РФ Владимира Путина проработать источники налоговых доходов.
Налог на финансовые операции (временный)
ФНС предлагает ввести налог на финансовые операции - облагать по ставке 0,5% каждое перечисление денег со счета в уплату товаров, работ, услуг, имущества, имущественных прав. "Дополнительные доходы (от этого налога) в федеральный бюджет оцениваются в сумме 400 млрд рублей", - говорится документе.
Как пояснил агентству "Интерфакс-АФИ" М.Мокрецов, налог предлагается ввести "временно, на период кризиса" и только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. "Он не касается личных платежей граждан", - подчеркнул глава ФНС.
В письме отмечается, что такой налог применяется в развивающихся экономиках с большой зависимостью доходов от цен на мировых сырьевых рынках - Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Перу. Он используется "как инструмент денежно-кредитной политики государства путем установления различных ставок, регулирующих валютные операции, стимулирующих инвестиции, сбережения и т.п.", поясняется в документе.
"Регулирующая функция налога доминирует над фискальной. Налог имеет устойчивую базу, легко контролируется", - пишет ФНС.
"Налог создает эффект прогрессии в налогообложении производств с большим количеством производственно-финансовых цепочек, дестимулирует участие ненужных посредников и стимулирует прямые договорные отношения, снижает объем мнимых банковских операций", - говорится в документе.
М.Мокрецов считает, что решение о введении такого налога зависит от состояния доходов федерального бюджета. По его словам, за счет этого налога можно было бы финансировать дефицит пенсионной системы, который в настоящее время наполовину покрывается за счет средств федерального бюджета.
"Наше предложение очень мягкое, ставка небольшая, хотя, конечно, это вопрос дискуссий", - отметил он. При этом глава ФНС признал, что отрицательным моментом налога является эффект прогрессивного налогообложения.
Отказ от ускоренного возмещения НДС
ФНС выступает за отказ от ускоренного возмещения НДС и переход к установленному законодательством 3-месячному сроку вынесения решения о возмещении налога.
Служба отмечает, что принятые правительством РФ решения по ускоренному возврату НДС позволили в IV квартале оперативно вернуть в экономику 90 млрд рублей и поддержать ликвидность банковской системы и экспортеров.
"Сокращение срока не позволяет завершить проверку достоверности представленных документов, решения о возврате принимаются без информации о реальности осуществленных сделок", - говорится в документе.
По мнению налоговой службы, продолжение ускоренного возмещения стимулирует бизнес к заявлению более значительных сумм к возмещению, поскольку полномочия налоговых органов по контролю фактически ограничены. При этом нефтяными компаниями в конце 2008 года выплачены дивиденды в основном зарубежным акционерам в размере более 197 млрд рублей, а четыре металлургических комбината выплатили дивиденды на сумму более 35 млрд рублей, поясняет ФНС.
Регистрация плательщиков НДС
Введение регистрации плательщиков НДС с 2010 года обеспечит федеральному бюджету дополнительные доходы в сумме 500 млрд рублей, говорится в письме ФНС. Такая регистрация применяется в большинстве европейских стран, Канаде, Австралии, Южной Корее, Японии.
По мнению ФНС, доступность к НДС-обороту позволяет минимизировать налоговые обязательства, в результате нарушается равенство в конкуренции, создаются источники для коррупции.
В письме указывается, что основные проблемы с точки зрения контроля создает большое число объектов контроля (1,6 млн налогоплательщиков), а также "конструкция" налога, которая требует проверки огромного числа (более 50 млрд) документов и позволяет возвращать из бюджета налог.
"Введение НДС-регистрации позволит, сократив объекты контроля, отсечь от НДС-оборота "однодневки" и сфокусировать внимание на 220 тыс. плательщиков, обеспечивающих 99% поступлений НДС", - считает ФНС.
Администрирование и контроль будут сконцентрированы в зонах риска, что уменьшит количество схем минимизации НДС и потери бюджета. Появится возможность сократить сроки возмещения НДС предприятиям реального сектора экономики, полагает налоговая служба.
Процедура регистрации плательщика НДС должна быть максимально упрощена и предусматривать только подачу заявления, формирование остального пакета документов должно осуществляться налоговыми органами, подчеркивает ФНС.
В письме также отмечается, что такая регистрация была включена в основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы, ее введение планировалось с 2008 года и должно было компенсировать 700 млрд рублей доходов, выпадающих при переходе на метод начисления при взимании НДС. Однако эта мера до сих пор не реализована.
Продление срока взыскания налоговой задолженности до 3 лет
ФНС предлагает отменить пресекательные сроки взыскания налоговой задолженности и установить общий срок взыскания налогов, пеней и штрафов в пределах трех лет. Эта мера может дать федеральному бюджету дополнительные доходы в сумме 36 млрд рублей.
Как поясняет ФНС, в условиях кризиса у предприятий возникает недостаток оборотных средств для уплаты налогов. "Действующее законодательство обязывает налоговые органы в течение 2 месяцев бесспорно списать денежные средства со счетов налогоплательщика и в течение года взыскать задолженность за счет имущества, иначе теряется право на взыскание. Тем самым игнорируются открывающиеся у предприятий возможности погасить долги", - говорится в письме.
По мнению ФНС, установление общего срока взыскания налогов, пеней и штрафов в пределах трех лет позволит налоговым органам более гибко применять инструменты урегулирования задолженности, сохраняя право взыскания в течение 3 лет. Предприятиям это позволит осуществлять операционную деятельность при временном недостатке средств на уплату налогов.
Это предложение снижает вероятность потери имущества и банкротства предприятий, уверена ФНС.
Повышение прозрачности алкогольного и табачного рынка
ФНС предлагает перейти к единой специфической ставке (в рублях за тысячу штук) акциза на табак. В настоящее время к сигаретам применяется комбинированная ставка - специфическая и адвалорная (в процентах от стоимости), а к сигарам, сигариллам и табаку - специфическая.
Ежегодная индексация единой специфической ставки на уровень инфляции не позволит производителям занижать налогооблагаемые обороты за счет манипуляции с ценами и значительно упростит налоговый учет и контроль. Это даст федеральному бюджету дополнительно 10 млрд рублей, подсчитала ФНС.
Налоговая служба также предлагает ввести лицензирование перевозок спирта, норму минимального использования производственных мощностей предприятий и выступает за единую специфическую ставку акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. При этом ФНС считает, что производители алкоголя и спиртосодержащей продукции при закупке спирта должны платить 100% акциза в бюджет.
Эти меры могут вывести из "теневого" сектора часть объемов производства алкогольного рынка, полагает налоговая служба. Введение единой ставки акциза, помимо этого, увеличит налоговую базу и повысит эффективность контроля за поступлениями налога в бюджеты субъектов РФ.
Доступ к банковской тайне
ФНС считает, что предоставление налоговым органам баз данных Банка России и Росфинмониторинга о финансовых операциях и межбанковских расчетах является обязательным условием перечисленных мер.
"Большинство зарубежных налоговых администраций имеет доступ к информации национальных банковских систем, не ограниченный банковской тайной", - подчеркивает ФНС. Это позволит повысить информированность налоговой службы и оперативность контроля, говорится в письме.
"Предлагаемые меры расширят информационно-аналитические возможности налоговой службы, повысят оперативность и эффективность контроля за соблюдением налогового законодательства, придадут большую стабильность доходам бюджетной системы", - заключает ФНС.
Реакции правительства пока нет
М.Мокрецов сказал, что пока реакции премьера на это письмо не было. "Будет ли поручение по этим предложениям, будет ясно в ближайшее время", - полагает он. В аппарате правительства комментарии пока получить не удалось.
Источник в одном из ведомств финансово-экономического блока сообщил агентству "Интерфакс-АФИ", что аналогичное письмо ФНС направляла более месяца назад в Минфин. М.Мокрецов подтвердил эту информацию и сказал, что реакции из Минфина не было.
Реакция бизнеса прогнозируема
Глава ФНС признал, что эти предложения, в частности, введение налога на финансовые операции, вряд ли понравятся бизнесу. "Но бизнесу не понравится все, что связано с налогами. Нужно смотреть взвешенно, проработать и продумать эти меры без "горячки", но и не затягивать, если резервы (бюджета) будут таять", - считает он.
Затыкать бюджетные дыры надо, с этим никто не спорит. Но одной рукой государство раздает хлеб насущный бизнесу (в виде госсподдержки), населению (в виде соцвыплат), а другой (в виде "налогового администрирования") отбирает. Можно не сомневаться, что все свои моральные и материальные потери от налоговых нововведений предпринимательское сообщество переложит на плечи граждан. Так что если в одном месте убыло, то значит в другом обязательно прибыло. В данном случае в виде опосредованного "повышения налогов" на граждан.