GM и Chrysler очистят от "грехов"
Президент США Барак Обама дал "последний шанс" GM и Chrysler. Последний, не теряя не минуты, экстренно договорился о слиянии с Fiat. Тем временем эксперты уверены, что оба автогиганта должны обанкротить - поделить на "хорошую" и "плохую" части. "Хорошую" продать, а "плохую" оставить на съедение
Москва. 31 марта. IFX.RU - В понедельник на экраны американского телевидения вышел новый эпизод сериала под названием "Америка спасает автопром". После того, как администрация президента США Барака Обамы сменила главу General Motors (GM) Рика Вагонера (он руководил компанией с 2000 года, за это время капитализация компании упала на 95%), все с нетерпением ждали: а что же будет дальше? Тем более что спецкомиссия по автопрому пришла к выводу, что легче позволить двум членам "детройтской тройки", GM и Chrysler, обанкротиться, чем бесконечно вливать в них деньги бедных американских налогоплательщиков. В конце предыдущей серии Обама дал автостроителям немного времени на то, чтобы выдумать новую программу реформ, и обещал чуть-чуть денег, чтобы они пока не утонули.
Chrysler поспешил продаться
Chrysler, условием жизни которого правительство поставило слияние с итальянской Fiat, оперативно отреагировал на пожелания. Не прошло и суток, как появились сообщения о том, что основной акционер Chrysler, Cerebrus Capital Management (владеет 80% автогиганта) и итальянцы уже договорились "о заключении международного альянса". Как сообщает Bloomberg, не все прошло гладко - еще есть "некоторые проблемы, которые необходимо решить", и компания намерена "плотно сотрудничать с Fiat" и властями США для их решения. Но факты говорят сами за себя: Chrysler не хочет умирать и желает получить материальную поддержку государства, которая ему была обещана в случае слияния.
Руководство страны готово инвестировать еще до $6 млрд, если в течение 30 дней компания договорится об объединении. Напомним, Chrysler уже получил $4 млрд, недавно просил дополнительно $5 млрд. При этом Chrysler сообщил, что сделка получила одобрение в Минфине США.
Деньги автопроизводитель в любом случае получит от правительства США, ведь Fiat (он хочет 35% Chrysler в обмен на предоставление доступа к своим технологиям) не собирается давать американцу денег. Если компании будут работать вместе, то, по оценкам специалистов, Chrysler может покинуть большинство сегментов авторынка, сосредоточившись на производстве Dodge и Jeep, а также маленьких и более экономичных автомобилей. А Fiat получит выход на рынок США.
С Chrysler все более-менее понятно - компания форсировала переговоры, теперь осталось совсем немного. Администрация Обамы изначально давала понять, что шансов у автопроизводителя выжить в качестве отдельной, гордой и независимой компании нет. Да и слухи ходили разные - вплоть до того, что его сольют с GM, а то и вовсе превратят "большую тройку" (куда входит еще и Ford) в одну компанию.
General Motors раздвоится?
Тем временем The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники в Белом доме пишет о том, что проведение процедуры банкротства по-прежнему находится на первом месте среди вариантов спасения GM и Chrysler.
По сути, речь может идти о разделении двух компаний на "хорошие" и "плохие" части. Правительство хотело бы видеть "хорошую часть" GM самостоятельной компанией, а "хороший" Chrysler мог бы быть продан Fiat. Думается, итальянцы были бы рады такому повороту событий - возможно, "проблемы" с переговорами о слиянии касаются именно долгов компании по облигациям и соцобязательств.
Если так называемое "структурное банкротство" состоится, оно избавит обе американские компании от этих двух проблем, позволит GM и Chrysler возродиться в виде более маленьких и бедных компаний, но зато без долгового бремени. В общем, может состояться своеобразное "очищение от грехов", и обновленные компании (больше уже не автогиганты) будут жить новой жизнью.
The Wall Street Journal пишет: все идет к тому, что GM могут заставить подать иск в суд о добровольном банкротстве где-то в середине-конце мая с последующим разделением ее на две части, при этом "новый GM" сохранит бренды Chevrolet и Cadillac, а также некоторые международные операции. Акции в новой компании могут получить кредиторы, профсоюзы, возможна также продажа ее целиком или частично инвесторам.
В "старый" GM могут попасть социальные обязательства, менее перспективные бренды (типа Hammer, Saturn), предприятия и активы. Эта компания может находиться в процессе банкротства в течение более длительного срока, пока, например, не найдется покупатель на ее активы.
В понедельник GM получила 60 дней для проведения реструктуризации. Новый глава компании Фредерик Хендерсон сказал сотрудникам, что компания "окажется в состоянии банкротства", если не выполнит требования правительства ускорить реформы. GM уже получил у министерства финансов $13,4 млрд, но их оказалось мало, и он попросил еще $16,6 млрд.
Последний шанс
Президент США Барак Обама заявил, что у General Motors и Chrysler есть один последний шанс на "фундаментальную реструктуризацию". "Мы не можем, мы не должны и мы не позволим нашей автопромышленности просто исчезнуть, - заявил президент, выступая в Белом доме в понедельник - Но мы также не можем продолжать оправдывать плохие решения. И мы не можем делать выживание нашей автопромышленности зависимой от нескончаемого притока долларов налогоплательщиков".
Положение автопроизводителей настолько серьезно и так волнует администрацию президента, что для того, чтобы управлять ситуацией, в правительстве создали новую должность - директор по восстановлению автопрома, которую займет известный экономист и бывший заместитель министра труда США Эдвард Монтгомери. Его задача заключается в изыскании возможностей помощи населению тех штатов, которые больше всего пострадали от сокращения рабочих мест в автомобильной отрасли. Прежде всего, это касается центра американского автопрома - штата Мичиган, где сконцентрированы основные предприятия "детройтской тройки".
Сегодня, 31 марта, наступил "день Х" для двух автопроизводителей. Они должны были оправдать вложенные в них миллиарды долларов и доказать, что способны стать прибыльными. Однако все прожекты руководства компании не удовлетворили комиссию. Сумеют ли GM и Chrysler им поспользоваться? Похоже, последний уже схватил "удачу" за хвост. Дело за GM.