Инвестторгбанк развивается в противофазе кризису

Председатель правления банка Владимир Гудков рассказал "Интерфаксу" о стратегии развития, планах и инвестициях в условиях кризиса

Москва. 31 марта. INTERFAX.RU - Кризис не одинаково суров к участникам финансового рынка. Сделка по продаже двум сильным американским фондам 40% акций Инвестторгбанка завершилась в сентябре прошлого года, в день, когда упал первый крупный игрок в банковском секторе. Это позволило российскому банку, обслуживающему небольшие предприятия, в разы увеличить капитал и перейти из списка топ-100 в топ-50 по ряду показателей. Банк начал наращивать бизнес в пору, когда основной состав игроков слабеет. К марту этого года Инвестторгбанк вернулся к докризисному уровню объема депозитов, наращивает кредитный портфель и ведет переговоры о покупке небольших региональных банков. О планах и инвестициях в кризисную пору с корреспондентом "Интерфакс-АФИ" беседовал председатель правления банка Владимир Гудков.

Владимир Владимирович, когда началось обсуждение привлечения иностранных партнеров, почему их оказалось двое, не возникло ли сложностей с закрытием сделки из-за кризиса?

Принципиальное решение о необходимости поиска партнеров было принято осенью 2006 года. Развитие операций банка шло быстро и требовало адекватного увеличения капитала. Хотя акционеры своими ресурсами дважды в 2007-2008 годах подпитывали капитал, этого было недостаточно. Возникал риск выхода за пределы нормативов, установленных Банком России. Без дополнительных средств приходилось думать разве что о торможении роста активов и пассивов банка, что невозможно на подъеме бизнеса.

Определившись в необходимости привлечения партнеров, мажоритарные акционеры, которыми выступают менеджеры банка, обозначили будущие параметры сотрудничества. Во-первых, контроль над банком было решено не отдавать. Во-вторых, партнеров намеревались искать двух на доли по 20% акций, то есть ни один участник не получал блокпакета. В-третьих, хотя бы один из новых партнеров должен быть сведущ в банковском бизнесе и быть способным привнести новые технологии и международный опыт. Мы провели предпродажную подготовку, пересмотрели много кандидатур, но конфигурация сделки большинство инвесторов не устраивала. В основном потенциальные покупатели хотели контроля или намеревались приобрести Инвестторгбанк полностью. Кроме прочего, мы ставили сжатые сроки для проведения сделки.

А почему владельцы Инвестторгбанка не обсуждали продажу контроля?

Неразумно продавать бизнес в фазе мощного роста. С 1997 года бизнес Инвестторгбанка ежегодно увеличивался почти вдвое.

Удивительно - одним из Ваших новых акционеров стал американский фонд Starr International Company, созданный знаменитым Морисом Гринбергом, отцом страховой империи AIG. Бизнесмен жесткий, в его правилах добиваться контроля в компаниях, куда поступают инвестиции. Как Ваши партнеры пошли на это?

Этот вопрос не ко мне. Могу сказать только, что и для российского подразделения Starr International Company, и для J.C.Flowers & Co это первый опыт участия в банковском бизнесе России, своего рода премьера. Сам Морис Гринберг человек масштабно мыслящий. Его авторитет и связи на рынке США впечатляют, его знают представители российской власти, конкуренты следят за направлением его инвестиций, полагая их заранее успешными. Создателю фонда Starr International Company с ежегодными инвестициями в миллиарды долларов достаточно 20 минутной беседы, чтобы глубоко вникнуть в любое дело. Российский рынок ему дано знаком и интересен. По рекомендации Мориса Гринберга в банк пришел второй известный на международном рынке инвестор – фонд J.C.Flowers & Co, который имеет опыт работы с банками на американском, голландском, германском, японском и рынках других стран. В конце концов, слово Мориса Гринберга оказалось решающим в момент, когда закрытие сделки совпало с пиком кризиса на российском банковском рынке. Деньги были переведены в тот день, когда стало известно, что лег "Кит Финанс". Конечно, равнозначные инвестиции двух фондов в размере $200 млн. – не самые значительные в их портфеле, особенно, если учесть, что "Старр Инвестментс Раша" в 2008 году вложил в российский сектор недвижимости примерно $800 млн.

Срочность с оформлением сделки была вызвана предчувствием кризиса?

Нет, кризис оказался неожиданностью и для нас, и для наших партнеров. Согласно стратегии, Инвестторгбанк воплощал программу развития филиальной сети: за последнее время было открыто 6 филиалов и более 40 дополнительных офисов равнозначных филиалам. Все подразделения успешно росли, но рост операций грозил опрокинуть нормативы. Своевременное увеличение капитала позволило в тяжелые времена прошлой осени увеличить собственный капитал больше, чем в 3 раза – По состоянию на 1 марта 2009 года собственный капитал Инвестторгбанка составил 8,396 млрд. рублей.

В этом году политика развития филиальной сети продолжится?

В настоящее время мы рассматриваем возможность приобретения двух региональных банков, один из них находится в Сибирском регионе. Таким образом, число банковских "дочек" в ближайшее время может увеличиться. Инвестторгбанк изучает возможность выхода в Казахстан, на Украину. Внутри страны для нас представляют интерес территории Урала, Дальнего Востока, Сибири, юга России и, возможно, Калининград.

При этом, если раньше нас интересовали варианты совместного с АСВ участия в санации небольших российских банков, теперь мы рассматриваем только вариант приобретения контроля. Банк придерживается точечного подхода при выборе региона, при этом, открывая филиал, создает сеть из дополнительных офисов.

Какой оказалась к весне ситуация с притоком депозитов в банк, растет ли кредитный портфель и показатель просроченной задолженности?

Как ни парадоксально, Инвестторгбанк за 15 лет работы на рынке после всех кризисов, включая события 1998 года, подрастал. В сентябре прошлого года, как и все российские банки, он пережил существенный отток вкладов. В марте этого года нам удалось вернуться к докризисному уровню объема вкладов – 13 млрд. рублей. Банк перевыполнил в первые месяцы года план по выдаче кредитов. В прошлом году в порядке рекомендаций клиентам Инвестторгбанк предложил по возможности сократить кредиторскую задолженность в иностранных валютах.

Показатель просроченной задолженности по портфелю Инвестторгбанка находится на уровне ниже рыночного и составляет менее 5%. Он может расти вместе с самим портфелем. В принципе, ожидать роста невозвратов банковских кредитов на рынке можно.

Преимущества ведения бизнеса Инвестторгбанка связаны с тем, что в числе наших клиентов - представители мелкого и среднего бизнеса. Те предприятия, которые грамотно вели политику заимствования и кредитовались в лимите, например, до 30% от объема оборотных средств, смогут без проблем погасить задолженность по кредитам даже с учетом растущих ставок. Те предприятия, которые занимали ресурсы по докризисным ставкам и в объеме свыше 100% от величины оборотных средств, естественно, столкнутся с финансовыми затруднениями.

Есть ли разница в поведении клиентов сегодня и десять лет назад?

Надо сказать, что сама природа последних двух кризисов абсолютно разная, их сравнивать невозможно. Но поведение людей, попавших затруднения, сравнивать можно. Сегодня очевидно, что собственники бизнесов стали закаленней и выносливей. Тех, кто устав от проблем, готов броситься в окошко или продать бизнес, на все махнуть рукой, отдохнуть от проблем - сегодня очень мало. Никто от банка не прячется, напротив, люди приходят к нам чаще всего с составленными антикризисными планами с желанием бороться. Они уже воспринимают банк не просто как "дойную корову". Но как партнера, который может проконсультировать, поделиться связями и даже предоставить возможности своей клиентской базы. Как показывает практика, кризис – время создания новых бизнесов.

Банк пересматривал систему поощрения сотрудников и менеджеров в связи с кризисом. Тим Хэнфорд - управляющий директор J.C.Flowers & Co, член совета директоров Инвестторгбанка - признался публично, что основным побудительным мотивом для приобретения доли участия в Инвестторгбанке стало желание сотрудничества с менеджерской командой этого банка. Удастся ли этим людям сохранить зарплаты? Сокращают ли подобные выплаты другие российские банки?

В прошлом году была принята программа оптимизации бизнеса. Сначала она рассчитывалась до конца года, сейчас мы разработали программу на 1,5 года, то есть она переходит на 2010 год. Каждые 10 дней ведется мониторинг ситуации, анализируются все данные. Так вот первоначально речь велась о том, чтобы сократить количество рабочих мест и зарплату сотрудникам. Резать легко, трудно потом восстанавливать. Мы решили не спешить и провести оптимизацию загрузки персонала. Например, в банке за это время сократились объемы работы в потребкредитовании, зато расширилось подразделение международного бизнеса. Если говорить о рынке в целом, насколько можно судить по разговорам с коллегами, бонусы по итогам 2008 года никто не платил. Мы тоже, и пока удерживаем прежний уровень оплаты для старых сотрудников банка. Новый персонал принимается на работу с окладами, скорректированными в кризис.

Не ожидаете ли Вы обострения ситуации с банковской ликвидностью в ближайшие месяцы?

Трудней других в этом смысле может оказаться апрель. Однако принятые в свое время беспрецедентные меры по проведению беззалоговых аукционов обеспечило банкам возможность использовать лимит средств ЦБ РФ. Кроме того, население несет вклады в банки. Эта тенденция обнадеживает и свидетельствует о сохранении доверия населения к банковской системе в целом.