GM и Chrysler: крах отменяется?
Для американского автопрома через пять дней наступит решающий день - расплата за госпомощь назначена на 31 марта. General Motors и Chrysler скорее всего получат новые миллиарды, о которых просят правительство США
Москва. 26 марта. IFX.RU - Для американских автогигантов через пять дней настанет "час Х" - время расплаты за ту помощь, которую они получили от государства. Напомним, находясь на грани банкротства в конце прошлого года General Motors (GM) и Chrysler попросили у государства денег - и получили их: первый - $13,4 млрд, а второй - $4 млрд. Взамен оба должны были до 31 марта доказать, что достойны этой помощи и не потратили ее, как придется. Они должны представить властям программы по выходу из кризиса и возвращению к прибыльной работе.
Но в середине февраля стало понятно, что даже этих миллиардов недостаточно - два члена "детройтской тройки" попросили еще денег - $16,6 млрд GM и $5 млрд Chrysler, причем в том числе $9 млрд из этих $21,6 млрд - уже во втором квартале. Уже тогда было ясно: президент Барак Обама не допустит краха компаний и даст им требуемое.
Как пишет The Wall Street Journal, специальная группа, созданная президентом США для решения вопроса о реорганизации американских гигантов, против банкротства легенд мирового автомобилестроения и планирует одобрить очередные вливания. Однако члены группы считают, что для выживания американского автопрома нужны жесткие меры, жертвы со стороны менеджмента, профсоюзов и кредиторов, и намерены установить четкие сроки для реализации предлагаемых мер.
GM в ответ на госпомощь уже принял ряд мер. Например, компания проводит сокращение 47 тыс. рабочих мест по всему миру с целью снижения затрат. Кроме этого объявлено о сокращении модельного ряда автомобилей в рамках реструктуризации производства. GM полагает, что снова сможет получать прибыль уже через два года, а к 2017 году полностью расплатится с долгами.
К тому же, автогигант не удовольствовался американскими деньгами. Как сообщалось, GM проводит переговоры с правительствами Великобритании, Германии, Швеции, Канады и Тайланда в попытке получить заем в размере более $6 млрд, необходимых, по словам компании, для спасения ее зарубежных дочерних предприятий.
Chrysler пока использовал $4 млрд. Компания заявляла о планах снять с производства три модели автомобилей, повысить планку сокращений затрат до $3,8 млрд с прежних $3,1 млрд, снизив выпуск машин на 1,3 млн вместо ранее планировавшихся 1,2 млн. В плане, представленном Chrysler, говорится о том, что ее ликвидация лишит американцев от 2 до 3 млн рабочих мест.
Стоимость реструктуризации обеих компаний в случае объявления о банкротстве может достичь $110 млрд, при этом процесс может завершиться их полной ликвидацией, что лишит США нескольких миллионов рабочих мест.
Третий член "детройтской тройки", гордо отказавшийся от помощи, концерн Ford Motors, пока не планирует попрошайничать, хоть и терпит убытки. Он сам решает свои проблемы. Ford провел предварительные переговоры с потенциальными покупателями своего убыточного шведского подразделения Volvo Cars, пишет The Wall Street Journal.
Интерес к приобретению Volvo проявил китайский автопроизводитель Geely Automobile Holdings Ltd. и консорциум европейских инвесторов. Всего на шведское подразделение претендуют "три или более покупателей".
Между тем ситуация на американском автомобильном рынке продолжает ухудшаться. Продажи падают так стремительно, что шокируют даже далеких от рынка экспертов. Весна не смогла оживить спрос. Японская Toyota Motor Corp, ведущий мировой автопроизводитель, отмечает ухудшение ситуации на автомобильном рынке США в марте, поскольку рост безработицы приводит к ослаблению потребительского спроса, сообщило агентство Bloomberg.
Продажи автомобилей в США в марте в годовом исчислении, вероятно, сократились по сравнению с февральскими значениями, заявил гендиректор Toyota Кацуаки Ватанабэ. В прошлом месяце продажи машин на американском рынке обвалились до минимального уровня с декабря 1981 года.
Американскому правительству волей-неволей придется дать еще денег General Motors и Chrysler - слишком велики потери в случае их банкротства. И речь не только о финансовых затратах и пополнении армии безработных. Речь еще и о мировом престиже - США не могут позволить себе потерять славу главной автомобильной державы так же, как GM лишился недавно статуса главного мирового автостроителя, уступив его Toyota. Потери американского имиджа в этот кризис и так уже слишком велики - держава перестала быть "самой-самой" во всех отношениях.