Психологи отметили в РФ рост суицидальных обращений и проблемы домашнего насилия

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU - Психологи отмечают рост суицидальных обращений, усугубление ситуации с домашним насилием, в том числе в отношении пожилых людей и детей на фоне распространения в России коронавируса и перехода значительной части населения в режим "самоизоляции".

О росте обращений суицидального характера сообщил президент Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи Андрей Камин на пресс-конференции в Москве в среду.

По его словам, определенный рост обращений по телефонам доверия отмечается в городах-миллионниках, в маленьких городах такого пока нет. Но и в маленьких городах возникают сложности у родителей, надолго оказавшихся со своими детьми - "есть трудности с обучением, пониманием ребенка, с ним надо находить общий язык".

Замкнутое пространство и замкнутый круг

Учредитель и директор центра "Насилию.нет" Анна Ривина заявила, что официальных данных по росту случаев домашнего насилия пока нет, но она отмечает рост количества обращений в их центр по этому поводу: "Домашнее насилие и коронавирус - очень связанные вещи. Все страны фиксируют рост. Но в России нет механизмов подсчета и нет мер, направленных на решение".

"Мы обращались к правительству - как сделать так, чтобы не штрафовали тех, кто сбегает из дома, чтобы спасти свою жизнь. Не так давно начали сидеть на карантине, ситуация еще усложнится. Нам стали меньше звонить, люди боятся, но начали больше писать, мы перевели часть психологов в режим чатов", - сказала она.

Ривина отметила, что "пожилые люди, которых избивают сыновья, другие родственники, не выходят на связь, и мы не можем с ними связаться". "Дети пишут, что родители ругаются, бьют друг друга. Мы тоже не можем ничего сделать. Наши полицейские и в мирное время не стремились помогать. Мы просили не бездействовать, хотя бы выписывать какие-то меры, которые могут испугать агрессора", - добавила она.

Также, по ее данным, увеличилось количество случаев насилия в отношении детей и в принципе в семье: "Мамы бьют детей. А бывает, что папы бьют мам, мамы - детей, а дети - кошек и собак. И усугубляет все невозможность перемещения, побега, невозможность попросить о помощи. В Москве только один кризисный центр, где есть убежище, но из-за карантина они не принимают, то же и с негосударственными центрами, полиция не реагирует. Это безвыходная ситуация. Мы делаем, что можем, но наши силы ограничены".

Однако Ривина призвала обращаться в центр, которы сейчас договаривается с отелями, если у людей возникает необходимость "оказаться в безопасном пространстве".

Что беспокоит детей и взрослых

Руководитель детского телефона доверия Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Ермолаева также заявляет, что количество обращений растет, но около 40% звонков связано с попытками получить информацию - как получить пропуск, куда обратиться за выплатами.

По ее словам, есть звонки от детей, которые боятся сказать родителям, что у них есть симптомы ОРВИ.

Дети от 7 до 11 лет в режиме самоизоляции испытывают смешанные чувства, страх неизвестности, усталость, что нет прогулок, нет возможности выплеснуть энергию, подавленность. У детей постарше возникают вопросы, как теперь сдавать экзамены, будут ли они, кроме того, есть вопросы и по взаимоотношениям с родителями и со своими "вторыми половинками".

"Звонки от родителей, как правило, связаны с беспокойством в экономическом плане, кто-то потерял работу и находится в панике, стрессе. Кто-то запрещает ребенку выходить, а он выходит. Повышается конфликтность - как учить уроки, не выходя из себя. Звонков от детей стало меньше, но все еще есть звонки-розыгрыши. Раньше могли уединиться от родителей, позвонить, но теперь меньше звонков от детей. В целом 20-30% звонков в день поступает от детей по коронавирусу. Количество ночных звонков увеличилось. Иногда их больше, чем днем", - сказала Ермолаева.

Риск заражения в больницах

Руководитель службы помощи онкобольным "Ясное утро" Ольга Гольдман также говорит, что количество обращений к ним выросло почти в два раза: "Люди сейчас не знают, куда идти лечиться. Все заняты выживанием. У наших пациентов очень высокий уровень тревоги, исключительный уровень агрессии, потому что нет информации, что с ними будет дальше. В Москве 30 тысяч онкопациентов, больше 3 млн - по стране. Стараемся разбирать, откуда агрессия, что нужно сейчас сделать, а что можно отложить".

По ее словам, вероятность заражения коронавирусом в больницах очень высокая, поэтому зачастую приходится выбирать, "исходя из того, что нанесет наименьший вред - откладывать операцию или болеть коронавирусом".

Что советуют психологи

В целом же психологи советуют стараться "осознавать себя здесь и сейчас, перестать бороться с унынием, принять ситуацию, представить, что все закончилось, и закончилось хорошо" - об этом говорит Камин.

Он прогнозирует, что месяца через четыре после окончания карантина могут начать возникать "негативные реакции, посттравматический синдром, и если вы чувствуете, что тревога и грусть уходят слишком медленно, или появилось что-то новое, например, панические атаки, это повод обратиться к психологу, психотерапевту".

Новости