Небо стало убыточным

Кризис снизил спрос на услуги авиаперевозчиков, что отражается на результатах их деятельности. На этот год убытки прогнозируются вполовину меньше, чем они получили по итогам 2008 года, но оценки будущих потерь постоянно растут

Женева. 24 марта. IFX.RU - Деятельность авиакомпаний в 2009 года снова будет убыточной из-за снижающегося спроса на авиаперевозки. Люди перестают летать. По последним данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), совокупный убыток авиакомпаний мира по итогам 2008 года составил $8,5 млрд, это на 70% больше, чем она прогнозировала ранее. Резкий спад в отрасли был зафиксирован в конце прошлого года, это и повлекло рост убытков.

Членами IATA являются около 230 авиакомпаний, в общей сложности обеспечивающих 93% авиаперевозок в мире.

В этом году авиаторам также не стоит расслабляться: убытки хоть и прогнозируются в сумме, почти вдвое меньше, чем за прошлый год, но оценки постоянно пересматриваются в минус, так что нынешний прогноз в $4,7 млрд вполне может измениться.

Новый прогноз по убыткам от IATA существенно хуже декабрьских ожиданий, когда ассоциация предсказывала потери на уровне $2,5 млрд. Пересмотр сделан в связи с ухудшением ситуации в мировой экономике. "Состояние авиаотрасли сегодня мрачное. Из-за спада в экономике спрос падает гораздо более быстрыми темпами, чем можно было ожидать всего несколько месяцев назад. Наш прогноз на 2009 год теперь - убыток в $4,7 млрд", - заявил глава IATA Джованни Бизиньяни

Ухудшен и прогноз и по объему перевозок. По данным ассоциации, объем пассажирских перевозок в этом году уменьшится на 5,7%, грузоперевозок - на 13%. В декабре снижение показателей оценивалось соответственно в 3% и 5%.

Это неминуемо приведет к сокращению выручки авиакомпаний, которая в этом году снизится на $62 млрд (11,7%) - до $467 млрд. Для сравнения, предыдущее падение показателя было зафиксировано после сентябрьских терактов 2001 года, когда отрасль сократила выручку за год на $23 млрд (7%).

Не станет препятствием для спада в авиаотрасли и дешевеющее топливо, оно лишь сдержит возникновение гораздо более значительных убытков. По оценке IATA, средняя стоимость нефти марки Brent в этом году составит $50 за баррель (в 2008 году - $99 за баррель), а общие расходы авиакомпаний на топливо - $116 млрд (против $168 млрд годом ранее). Таким образом, топливные счета будут составлять всего 25% текущих расходов против 32% в прошлом году.

"Топливо - единственная хорошая новость. Но облегчение от более низкой стоимости топлива нивелируется падающим спросом и сокращением выручки", - отмечает Дж.Бизиньяни.

Лучшие результаты покажут в этому году авиакомпании Северной Америки, их совокупная прибыль составит $100 млн, а спрос упадет на 7,5%. Хуже всего будут выглядеть авиаперевозчики Азиатско-Тихоокеанского региона: их убытки составят $1,7 млрд, а спрос сократится на 6,8%. Европейские авиаперевозчики, по прогнозу ассоциации, получат убыток в размере $1 млрд при падении спроса на 6,5%. Убытки латиноамериканских и африканских авиакомпаний будут составлять по $600 млн, спрос на обоих континентах упадет на 7,8%.

Ближний Восток станет единственным регионом, где возможно повышение спроса - на 1,2%, тем не менее, местные авиаперевозчики получат убытки в размере $900 млн.

"Перспективы для авиакомпаний зависят от экономического восстановления. 2009 год будет мрачным. И хотя прогнозы могут улучшиться ближе к концу этого года, ожидания существенного восстановления в 2010 году требуют больше оптимизма, чем реализма", - полагает глава IATA.

Новости по теме

С неба на землю

Новости