ГТС Украины - модернизация без Москвы

В Брюсселе решился вопрос о перспективах энергетического взаимодействия Украины с европейскими партнерами. Европа берет на себя модернизацию украинской системы ГТС, России места не нашлось

Фото: Reuters

Москва. 23 марта. INTERFAX.RU - Президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко впервые за долгое время вместе участвовали в судьбоносном для страны международном форуме - донорской конференции в Брюсселе по модернизации украинской газотранспортной системы. Член Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер увидела в одновременном присутствии здесь глав государства и правительства "четкий сигнал их единства и того, что Украина остается ключевым энергетическим партнером ЕС". По итогам конференции правительство Украины, Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Всемирный банк (ВБ) подписали совместную декларацию.

Согласно декларации, правительство Украины готово позволить независимому оператору украинской газотранспортной системы работать на коммерческих принципах. Согласно одному из пунктов декларации, правительство Украины обязуется разработать до конца 2009 года. Программу реформирования газового сектора для реализации мер по реформированию газового сектора в 2010-2011 гг., которая бы соответствовала контекстам Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной и присоединения Украины к Соглашению Энергетического Сообщества.

Ющенко выступая на конференции, заявил, что Украина в ближайшее время присоединится к договору о совместном европейском энергетическом пространстве. "Уже в ближайшее время Украина присоединится к договору о совместном европейском энергетическом пространстве", - подчеркнул он. Президент также высказал убеждение, что "неотъемлемой частью европейского энергетического пространства станет все Каспийско-Черноморско-Балтийское энерготранзитное пространство".

"Украина не возражает, чтобы существовал формат организации интересов производителя, транспортера и потребителя в более широком контексте в рамках инвестиционных форумов, мы к такому диалогу открыты", - так президент прокомментировал журналистам в Брюсселе высказанное представителем РФ недоумение по поводу того, что к подготовке декларации по модернизации украинской ГТС не была привлечена Россия. "Речь идет о проблеме транзита газа", - подчеркнул политик, напомнив, что этот диалог Украина и ЕС начали еще в 2006 году. Он отметил, что для Украины интеграция в энергетический рынок Европы является частью интеграции в ЕС. Поэтому, по словам президента, "локальность самих заданий и поставила выбор формата Украина-ЕС".

В свою очередь Ферреро-Вальднер подчеркнула, что главным условием оказания поддержки со стороны Европейской комиссии Киеву в сфере проведения модернизации украинской ГТС является выполнение Украиной принятых на себя обязательств. "Вы - не одни с этими с этими техническими вызовами. Если вы будете выполнять свои обещания - мы будем выполнять свои", - заявила она. Говоря о техническом аспекте модернизации украинской ГТС, еврокомиссар отметила, что этот процесс должен "идти рядом со структурными реформами". "Эта конференция должна быть первым шагом для достижения этих целей", - считает Ферреро-Вальднер.

Представитель ЕК также выразила убежденность в необходимости создания "климата доверия". "Это основа для инвестиций", - добавила она. По ее словам, положения совместной декларации, которая подписана по итогам конференции, помогут Украине интегрировать ее газовый сектор во внутренний энергетический рынок ЕС. Ферреро-Вальднер заверила, что ЕК окажет необходимую Украине техническую помощь. "Самое главное - реализация. Перед нами много вызовов, и этот процесс только начинается. Но это процесс, который является очень важным шагом для восстановления доверия", - подчеркнула она.

В своем выступлении европейский комиссар отметила стоящие перед участниками конференции цели. "Украинская ГТС - очень важная физическая связь между Россией, Украиной и Европейским Союзом и очень важна для энергетической безопасности Европейского Союза. Сейчас система нуждается в модернизации", - сказала Ферреро-Вальднер, добавив, что украинская ГТС - это "фундаментальный элемент европейской системы транспортировки газа". В связи с этом она напомнила, что по украинской ГТС транспортируется 80% российского газа. Подчеркнув взаимосвязанность поставщика, транзитера и потребителя, Ферреро-Вальднер сделала акцент на том, что эта взаимосвязанность не замечается обывателями до того момента, пока не наступает кризис. "Мы все проиграли в январе", - констатировала она. В этой связи еврокомиссар высказалась за прозрачные отношения между Украиной, Россией и ЕС.

"Мы должны вместе с Россией и Украиной продвигаться к рыночным отношениям в наших отношениях, в частности, в плане тарифа и цены на транзит", - заявила Ферреро-Вальнер, назвав возможности улучшения в результате модернизации мощностей украинской ГТС на уровне 25%.

Между тем участвовавший в конференции министр энергетики РФ Сергей Шматко выразил сомнение в эффективности решения вопросов модернизации украинской газотранспортной системы без участия России. "Нас смущает ярко выраженный двусторонний формат документов, которые планируется подписать по итогам этой конференции и подписанные между ЕС и Украиной", - сказал Шматко в понедельник в интервью телеканалу НТВ. "Я вижу единственный путь эффективного решения всего комплекса этих проблем в трехстороннем сотрудничестве России, Украины и Европейского Союза, естественно, с привлечением международных финансовых институтов", - подчеркнул министр.

Уполномоченный президента Украины по вопросам международной экономической безопасности Богдан Соколовский, напротив, окрылен открывающимися перспективами.

Проект увеличения пропускной способности украинской газотранспортной системы до 180-200 млрд куб м газа в год может стать альтернативой проектам "Южный поток" и "Северный поток", сказал Соколовский агентству "Интерфакс-Украина". "Мы ведем проект по расширению транзитной мощности ГТС Украины на 60 млрд куб м в год", - сообщил он. При этом он отметил, что проектная мощность украинской ГТС составляет 140 млрд куб м газа в год, а реально она составляет 120 млрд куб метров. По информации Соколовского, реализация данного амбициозного проекта потребует $6,5 млрд инвестиций.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости