No future for you
Фантастическая лента "Знамение" греческого австралийца Алекса Пройаса раскрывает не только секреты "капсулы времени", но и неочевидные достоинства актерского мастерства Николаса Кейджа. Фильм-катастрофа, одним словом
Москва. 21 марта. INTERFAX.RU - В 1959 году ученики одной американской школы нарисовали, как они видят наш мир через 50 лет. У всех получилось примерно одно и то же - ракеты, роботы, города будущего и прочие атрибуты фантастических фильмов и книг 50-х. Кроме одной ученицы - у маленькой Люсинды весь лист был испещрен цифрами. Закопав рисунки в землю, руководство школы решило таким образом наладить коммуникацию с поколением первого десятилетия 21 века и через 50 лет "капсула времени" была извлечена наружу, а листок с цифрами попал в руки еще не пришедшего в себя после смерти жены астрофизика Джона Кестлера (Николас Кейдж). Который и увидел в бессмысленном на первый взгляд сочетании цифр даты, количество жертв и точные координаты катастроф, происходивших на Земле последние 50 лет. И еще: он начал подозревать, что одна из трех последних комбинаций должна стать последней во всех смыслах этого слова.
Австралиец греческого происхождения Алекс Пройас известен зрителям такими фильмами, как "Ворон", "Темный город" и "Я, робот", то есть совсем не стандартной фантастикой. Его фильмам скорее место в синематеках, нежели в сводках о кассовых сборах. И тем не менее в каждой новой его работе есть как минимум одна голливудская звезда, а бюджеты фильмов Пройаса сложно назвать низкими. Эта, не самая типичная для современного кинопроизводства, ситуация только прибавляет интерес к новой картине режиссера "Знамение", в которой снова можно найти все мотивы его творчества: глобальная предопределенность нашей жизни, невозможность, и в то же время острое желание человека, повлиять на свою судьбу, вера в существование высших сил, или по крайней мере законов, контролирующих все происходящее на Земле.
Перенося из фильма в фильм идеи, которые его интересуют, Пройас не забывает и о художественной стороне своего творчества. Эта сторона занимает если не большее, то уж совершенно точно не меньшее место в "Знамении", как впрочем и в любом другом его фильме. После экспрессионистских "Ворона" и "Темного города" режиссер был единодушно признан всеми последователем, а некоторыми и новой инкарнацией, великого немца Фрица Ланга. И в новой работе можно снова увидеть совершенно ланговских персонажей-инопланетян, правильную игру света и теней и еще много эстетских деталей, которые действительно делают "Знамение" исключительным фантастическим фильмом. И Пройас достаточно убедительно доказывает свою компетентность, когда уверенно микширует экспрессионистскую манеру с прямой цитатой из "Жертвоприношения" Андрея Тарковского, в самом конце придавая фильму совершенно особенное значение.
Также как и режиссер, оттачивающий свой почерк, исполнитель главной роли Николас Кейдж здесь выступает в своем, и тоже уже привычном для зрителя, амплуа не понимающего, что происходит, человека, с соответствующим выражением лица. Но в "Знамении" это совсем не раздражает, как можно было ожидать, что добавляет еще один плюс в копилку Алекса Пройаса, который, судя по всему, все, что угодно может обернуть в свою пользу. Даже Николаса Кейджа.
Обозреватель Артем Ушан