Правительство утвердило субсидии на рефинансирование кредитов для поддержки "ГАЗа"

Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU - Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил поправки в правила возмещения российским автопроизводителям части затрат на уплату процентов по привлеченным в 2015 году кредитам для рефинансирования действующих займов. В соответствии с поправками, дополнительные преференции получит группа "ГАЗ".

Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале правовых актов 7 декабря. Субсидирование по данной статье теперь будет распространяться не только на автоконцерны и их "дочки", но также на их аффилированные структуры.

Размер субсидий

В тексте постановления сказано, что субсидии предоставляются "получившим кредиты на рефинансирование и иные цели российским организациям автомобилестроения, в том числе их дочерним организациям, которые в 2015 году привлекали кредиты на цели рефинансирования и (или) приобретения прав требований по кредитам и займам, ранее привлеченным их дочерними и зависимыми обществами в размере не менее 30 млрд руб., а также их аффилированным лицам".

Размер субсидий составляет "до 90% суммы затрат организации на уплату процентов по кредитам на рефинансирование и иные цели, но не более величины, рассчитанной исходя из значения базового индикатора, действующего на дату уплаты процентов".

Проект данного постановления готовил Минпромторг. Как следует из текста законопроекта, опубликованного на regulation.gov.ru на стадии его подготовки, ведомство хотело распространить предлагаемые нормы на заимствования 2012-2018 годов, привлеченные для финансирования инвестиционных проектов и текущей деятельности. Однако в принятой правительством финальной редакции постановления соответствующие периоды не указаны.

В пояснительной записке к документу Минпромторга отмечалось, что на обслуживание кредитов автомобилестроителей в 2019 г. предусмотрено 2,5 млрд руб., в дополнение к которым были выделены ассигнования в 801,2 млн руб. "Общий объем средств в 2019 г., направленных на поддержку группы "ГАЗ", составит 3,3 млрд руб.", - уточнялось в записке, из текста которой позже исчезло упоминание "ГАЗа".

В записке также говорилось, что в проекте федерального бюджета на 2020-2022 гг. на финансирование кредитов холдинга предусмотрено по 2,64 млрд руб. субсидий в 2020 и 2021 гг. - то есть, весь объем средств в соответствии с бюджетом на трехлетку по соответствующей статье.

Из записки следовало, что проект постановления подготовлен в рамках поручений президента РФ от 2015 г. о поддержании стабильного финансово-экономического состояния группы "ГАЗ" и от 23 июня 2019 г. "об увеличении субсидирования кредитного портфеля (холдинга - ИФ) для поддержания операционной деятельности предприятий в условиях санкций".

"Принятие изменений позволит группе "ГАЗ" снизить размер прямого финансового ущерба от введения санкций, сократить расходы на обслуживание резко увеличившегося под действием санкций кредитного портфеля, использовать высвобождаемые средства на пополнение оборотных средств и инвестиции, а также поддержать стабильную работу предприятий", - говорилось в тексте пояснительной записки, которая на текущий момент также не содержит упоминания "ГАЗа", сохраняя содержательную часть неизменной.

Необходимость предлагаемых изменений обосновывалась в записке тем, что "в 2018 г. группа была вынуждена реструктурировать в Промсвязьбанке кредиты, взятые в ВТБ и Сбербанке в 2015 г. на рефинансирование и приобретение прав требований по кредитам и займам, ранее привлеченным их дочерними обществами", чтобы продлить срок погашения и "избежать рисков вторичных санкций в отношении крупнейших государственных банков".

При этом в записке отмечалось, что поправки в правила дадут возможность расширить перечень субсидируемых кредитов предприятий российского автомобилестроения.

В пресс-службе группы "ГАЗ" воздержались от пояснений.

Американские санкции

"ГАЗ" попал в "черный список" Минфина США в апреле 2018 года одновременно с Олегом Дерипаской и еще целым рядом подконтрольных ему компаний. При этом было обозначено два дедлайна - на завершение бизнес-операций и на избавление от акций и долговых обязательств. Затем, по мере разработки и начала реализации плана по выводу компаний из-под санкций за счет отказа от контроля со стороны Дерипаски, эти дедлайны неоднократно продлевались.

Группа "ГАЗ" ближе других подходила к полноразмерному вступлению санкций в силу: дедлайн, истекавший 23 октября 2018 года, был продлен 19 октября (в этот день в Москве встречались вице-премьер РФ Дмитрий Козак и посол США в России Джон Хантсман). Затем продления были в декабре до 21 января, до 7 марта, до 6 июля и, наконец, до 8 ноября. В начале ноября американские власти отвели еще 5 месяцев на финализацию переговоров.

Группа "ГАЗ" объединяет 13 предприятий в восьми регионах России, производит легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Штаб-квартира группы расположена в Нижнем Новгороде.

"ГАЗ" неоднократно заявлял, что санкции плохо влияют на финансовое положение компании. Санкционное давление называлось одной из причин перехода на 4-дневную рабочую неделю, которое, впрочем, пока не состоялось - благодаря поддержке посредством госзаказа.

Другие компании, подпавшие под санкции вместе с Дерипаской - En+ Group и подконтрольный ей "РусАл" - уже исключены из SDN List после того, как бизнесмен отказался от контроля в них.

Новости