Следуй за зеленым кроликом
Посетителей выставки "Наука как предчувствие" ждут, ни много ни мало, кубические бабочки и говорящая голова. И это далеко не все, что может показать научный фестиваль ScienceArtFest
Москва. 17 марта. INTERFAX.RU - Для обычного человека словосочетание sci-art (сай-арт) прежде всего вызывает в памяти зеленого кролика Альбу, которому несколько лет назад во Франции были вживлены гены морских организмов и который с тех пор стал одним из символов искусства, использующего в качестве своих инструментов самые передовые научные технологии и открытия. В России художников, занимающихся этим видом современного искусства немного и поэтому фестиваль ScienceArtFest, открывшийся на московском Винзаводе, представляет в основном работы зарубежных авторов. Но от этого интерес к экспозиции, конференциям, семинарам, презентациям и кинопоказам, из которых состоит фестиваль, не должен стать меньше. Наоборот - это прекрасная возможность познакомиться с уже достигнутыми границами воображения и хороший стимул перешагнуть их и стать частью чего-то действительно нового.
Фестиваль состоит из нескольких секций и одна из них - экспозиция "Наука как предчувствие", расположившаяся в Цехе Белого. В нее входят видеодокументации и документальные фильмы о художественных проектах, выбравших в качестве мастерских научные лаборатории, и сами эти проекты. Среди них - "Протезированная голова", пятиметровое видеоизображение головы, реагирующее на присутствие человека и ведущее вполне себе интеллектуальные беседы на разные темы. Ее автор - австралиец Стеларк (Stelarc), один из самых известных био-художников в мире, шесть лет назад вжививший себе в руку самое настоящее ухо ("Третье ухо", 2003). Он лично приехал на фестиваль, чтобы прочитать лекцию и рассказать о своих проектах. Его примеру последовал и канадский физик и архитектор Николас Ривз, чью работу "Геометрические бабочки" так же можно увидеть на выставке. Бабочки - это три огромных летающих белых куба, снабженных вентиляторами, датчиками и самыми настоящими бортовыми компьютерами. Передовые технологии не дают им столкнуться друг с другом, а плавные и медленные движения кубов вызывают в воображении образы городов будущего, парящих в воздухе.
Будущее невозможно без прошлого, и на фестивале за прошлое отвечает киностудия "Леннаучфильм", отмечающая в этом году свое 75-летие. В Цехе Красного в четверг и пятницу будут демонстрироваться фильмы, снятые на студии после 1950 года, то есть в самый расцвет науч-попа. Ленинградская студия наделала немало шума в мире своими работами, которые покупали для кинопроката многие зарубежные дистрибьюторы, что было довольно необычно для советского кинематографа в то время. Одной из причин этого был режиссер Павел Клушанцев ("Дорога к звездам", "Планета бурь"), придумавший массу спецэффектов, на которых учились такие голливудские мастера фантастики, как Стэнли Кубрик и Джордж Лукас, и секреты которых до сих пор разгадывают специалисты. Ретроспектива его фильмов также пройдет в Цехе Красного.
Публичные выступления художников, работающих в сфере высоких технологий, в субботу и воскресенье сменятся лекциями и дебатами ученых, на которые смогут прийти все желающие. Кстати, тогда же можно (и даже нужно) будет захватить и детей. Для них во втором корпусе Винзавода будут проходить специальные фестивальные мастер-классы и там маленькие творцы смогут научиться делать мультфильмы, показывать фокусы, основанные на законах точных наук и превращать обычный мусор в полезные научные приборы. В общем, ScienceArtFest попытался охватить все области современной популярной науки и уже эта попытка заслуживает всяческого уважения. Ведь именно наука и искусство всегда были основой перемен к лучшему, которых сейчас все ждут как никогда.
Обозреватель Артем Ушан