Россия и ОПЕК: дружба без вхождения
Россия готова на более плотное сотрудничество с Организацией стран-экспортеров нефти, но вступать в нее пока не торопится. Вице-премьер Игорь Сечин отметил, что сначала стороны будут "изучать совместные подходы". При этом он поднял тему новых механизмов регулирования цен на нефть, чтобы рыночные спекулянты "не раскачивали лодку"
Вена. 16 марта. IFX.RU - Россия выступает за сотрудничество со странами ОПЕК, в первую очередь, на двусторонней основе, сообщил журналистам вице-премьер РФ Игорь Сечин.
"Мы должны налаживать сотрудничество, увеличивать координацию", - сказал он, подчеркнув, что Россия в большей степени развивает сотрудничество со странами ОПЕК на двусторонней основе. "У нас высокая динамика сотрудничества с Венесуэлой, Алжиром, неплохо взаимодействуем с Анголой", - сказал он.
В то же время И.Сечин заявил, что Россия выступает и за расширение сотрудничества со странами-производителями нефти, не входящими в ОПЕК, а также с Международным энергетическим агентством (МЭА).
Касаясь первого пункта, он отметил, что Россия предлагает Казахстану, Азербайджану, Норвегии и Бразилии участвовать в стабилизации цен на нефть. "Считаем, что сегодня особенно важно вовлечь в работу по стабилизации нефтяного рынка страны - независимые производители нефти. В первую очередь это относится к Казахстану, Азербайджану, Норвегии и Бразилии. Все они в не меньшей степени заинтересованы в стабильных и справедливых ценах на нефть, чем мы", - сказал он.
При этом И.Сечин заявил, что Россия пока не собирается вступать в ОПЕК. "ОПЕК настаивает на вхождении, мы - на подписании меморандума, но сначала мы будем изучать совместные подходы, будем постепенно двигаться к сближению наших планов в текущей системе", - сказал он. И.Сечин уточнил журналистам, что Россия предлагает ОПЕК предоставить ей статус специального наблюдателя, или ввести в секретариат картеля представителя министерства энергетики РФ. "Мы предлагаем ОПЕК различные формы представительства, от введения специального постоянного наблюдателя, или введения должности в секретариате ОПЕК для представителя министерства энергетики", - сказал он.
И.Сечин также подчеркнул, что Россия и ОПЕК сталкиваются с разными проблемами в нефтяной отрасли. В частности, по его словам, страны ОПЕК находятся в лучших климатических условиях по сравнению с Россией, что позволяет им более оперативно снижать добычу.
В ОПЕК не участвуем, но снижаем и добычу, и экспорт
Россия в январе-феврале 2009 года снизила добычу по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 года на 1,9%, до 78,5 млн тонн, заявил на сессии ОПЕК И.Сечин. Он подчеркнул, что основные инвестиции в российской нефтегазовой отрасли "по сути, являются операционными". "Они связаны, главным образом, с сохранением, а не с наращиванием объемов добычи", - пояснил вице-премьер. Снижению добычи также, по его словам, способствуют "непрерывно растущие объемы капиталовложений, необходимые для ввода в эксплуатацию новых месторождений".
Рост капиталовложений, в свою очередь, вызван ухудшением горно-геологических условий и уменьшением продуктивности новых нефтяных провинций. "Таким образом, сокращение инвестиций чревато снижением текущего уровня добычи, которая в настоящее время сохраняется лишь благодаря ранее вложенным средствам", - сказал он.
Вице-премьер РФ также сообщил, что, согласно данным экспертов, мировой спрос на нефть на сегодняшний день снижается. "По оценкам ведущих экспертов, в 2009 году он уменьшится на 1,5 млн баррелей в сутки по сравнению с 2008 годом", - сказал он.
При этом, по его словам, Россия будет сокращать экспорт нефти за счет увеличения внутреннего потребления: "Мы будем сокращать экспорт нефти за счет увеличения внутреннего потребления - в частности, планируем передать 2 млн тонн сельхозпроизводителям, а также за счет увеличения переработки".
И.Сечин также сообщил, что Россия отказалась от передачи нефтяным компаниям ряда новых месторождений, в частности им.Требса и им.Титова: "Мы временно отказались от передачи нефтяным компаниям нескольких новых месторождений, в частности, месторождений имени Требса и имени Титова на Северо-западе страны - в районах с развитой инфраструктурой и сравнительно недалеко от наших традиционных потребителей".
Как сообщалось, месторождения им.Требса и им.Титова планировалось выставить на конкурс в первом квартале 2009 года. Осенью Роснедра приступили к подготовке к лицензированию данных участков. Однако официального объявления о начале конкурса так и не было сделано. Среди претендентов на эти участки назывались НК "Роснефть", СП "ЛУКОЙЛа" и "Газпром нефти", "Зарубежнефть" и другие. Эти месторождения относятся к месторождениям федерального значения. Суммарные запасы данных двух месторождений достигают 230 млн тонн.
В ходе выступления на сессии ОПЕК И.Сечин подчеркнул, что отказ от выставления на конкурс крупных месторождений касается участков, расположенных на Северо-западе страны - в районах с развитой инфраструктурой и расположенных близко к потребителям.
"В то же время правительство стимулирует развитие тех месторождений, ввод в промышленную добычу которых начнется через три-четыре года", - сказал он. "Отказ от предоставления нефтяным компаниям месторождений не коснется участков, расположенных в Восточной Сибири, - пояснил он Агентству нефтяной информации. - Освоение месторождений на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири позволит диверсифицировать поставки нефти и снизить экспорт в западном направлении"
И.Сечин также сообщил журналистам, что правительство РФ не планирует изменять действующие лицензии на добычу для создания системы государственного резервирования нефти. Он пояснил, что на сегодняшний день обсуждается возможность различных форм резервирования нефти: путем закупки через систему "Транснефти", путем резервирования новых месторождений, а также путем использования механизма лицензирования.
По его словам, механизм лицензирования предполагает, что в лицензии будут прописаны возможности по увеличению уровня добычи. "Компания отстраивает инфраструктуру, начинает разработку месторождения. И если возникнет необходимость, то она может обеспечить дополнительный рост добычи, если это ей позволит рыночная ситуация", - сказал И.Сечин. "Пересматривать действующие лицензии мы не собираемся. Речь идет о новых лицензиях", - уточнил вице-премьер РФ.
И.Сечин также добавил, что государственная политика по стабилизации российского нефтегазового рынка привела к возвращению иностранных инвестиций в сферу ТЭК. "С началом мирового экономического кризиса финансовые институты стали выводить деньги из этого комплекса. Я не вижу в этом ничего страшного - в последнее время деньги стали возвращаться", - сказал он, отметив, что этому, в первую очередь, способствовали действия России по стабилизации ситуации на нефтяном рынке.
ОПЕК с нами, или мы с ОПЕК
Россия предлагает осенью провести международную конференцию с участием стран ОПЕК, сказал И.Сечин в ходе выступления на сессии ОПЕК.
"Мы предлагаем провести в Москве осенью 2009 года международную конференцию с участием стран ОПЕК, стран - независимых производителей нефти, крупных нефтяных компаний и инвесторов. Целью конференции должно стать обсуждение накопившихся вопросов по обеспечению энергетической безопасности и устойчивого развития нефтяного рынка", - заявил он.
В перечне вопросов для обсуждения может быть использовано предложение России ОПЕК перейти на долгосрочные контракты на поставки нефти. "Одним из сильных средств, способствующих повышению устойчивости и предсказуемости рынка, могло бы стать преимущественно использование долгосрочных контрактов на поставку нефти. Это позволило бы учитывать при формировании цены рост реальных издержек на добычу и транспортировку нефти, а производителям - планировать инвестиции в долгосрочные проекты", - сказал И.Сечин.
Он подчеркнул, что в резком росте цен на нефть в середине 2008 года принимали участие в основном спекулятивные хэдж-фонды. "Основой стремительного роста цен на нефть в 2002-2008 годах был не столько объективный рост спроса, в том числе со стороны бурно развивающихся экономик Китая, Индии и других стран, сколько приход на нефтяной рынок глобальных финансовых игроков - банков, хэдж-фондов, индексных фондов и так далее", - заявил И.Сечин.
Он отметил, что в новых условиях необходим механизм регулирования, стабилизирующий рынок, не позволяющий "чрезмерно раскачивать лодку". По словам вице-премьера, переход на долгосрочные контракты по нефти не только позволит учитывать издержки на добычу и транспортировку нефти, но также будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в нефтяную отрасль, поскольку финансовые институты признают их в качестве гарантий возврата заемных средств.
"Достаточно широкое использование долгосрочных контрактов ограничило бы волатильность цен на нефть и влияние на цены краткосрочных и необеспеченных физической поставкой торговых операций, то есть ограничило бы активность рыночных спекулянтов", - сказал он. И.Сечин также отметил, что Россия по-прежнему предлагает ОПЕК создание единой платежно-расчетной системы - в том числе на основе поставочных контрактов с контролем состава участников, постепенным вытеснением экономически необоснованных посредников.
Кроме того, как отметил вице-премьер РФ, Россия предлагает увеличить число "маркеров" нефти (сортов нефти, производимых определенными странами - ИФ) и применение корзины валют в расчетах за данные сорта. И.Сечин подчеркнул, что данные предложения также пока что позволят стабилизировать нефтяной рынок.
Он также отметил, что Россия предлагает рассмотреть вопрос о гармонизации режимов налогообложения с учетом специфики всех элементов технологической цепочки (добыча, транспортировка, переработка и реализация нефти). "Имеется в виду обеспечение их равной доходности", - сказал И.Сечин. Данное предложение должно, по словам российского вице-премьера, рассматриваться с учетом особенностей фискальной нагрузки в странах-производителях и в странах-потребителях нефти.
Кроме того, Россия предлагает ОПЕК совместно согласовывать резервирование объемов нефти и нефтепродуктов. "Один из шагов по предотвращению нежелательных колебаний цен на нефтяном рынке могло бы стать наращивание странами-производителями инфраструктуры резервирования нефти и нефтепродуктов. Реализация таких проектов требует масштабных инвестиций, поэтому наиболее целесообразно осуществлять их совместно и согласованно", - сказал он.
Вице-премьер также заявил, что Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа может быть включена в новую мировую систему биржевой торговли нефтью.
Он напомнил журналистам, что Россия предлагает ОПЕК создать такую систему торговли нефтью, которая позволяет избежать спекулятивных торгов фьючерсами на нефть, а также ввести новые марки нефти, торгуемые на бирже.
"Наше предложение направлено на то, чтобы создать такую площадку, где объемы торгов соответствуют физическим поставкам, что препятствует спекуляциям", - сказал И.Сечин, пояснив, что Россия готова сотрудничать с различными действующими мировыми биржевыми площадками, в том числе с Нью-йоркской NYMEX, но в то же время она предлагает создавать новые торговые площадки.
"Она (Санкт-Петербургская биржа - ИФ) может стать одним из элементов новой биржевой торговли", - отметил И.Сечин.