Конец банковской тайны
Кризис поставил крест на таком понятии, как "банковская тайна". Сдался главный оплот - Швейцария смягчает легендарный закон, карающий банкиров тюрьмой за излишнюю болтливость. Капитулируют также Андорра и Лихтенштейн. Теперь в мире осталось мало мест, где можно быть уверенным в анонимности своего вклада
Москва. 13 марта. IFX.RU - Банковская тайна становится музейной редкостью: кризис требует максимальной прозрачности от финансовых учреждений всего мира. Страна, издавна известная нерушимостью своих банков и непоколебимостью этических законов относительно банковской тайны, в эпоху кризиса решилась на невероятное. Швейцария объявила, что смягчит закон о банковской тайне, приведя его в соответствие со стандартами, установленными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), пишет газета The Wall Street Journal. В стране с 1934 года существует закон, который прямо требует от банкира подобной секретности, и банкам-нарушителям закона грозят крупные штрафы, а менеджерам - тюремное заключение. Единственным условием раскрытия тайны является подозрение в коррупции или в отмывании денег.
Банковская тайна Швейцарии уже давно вошла в пословицы наряду с точностью швейцарских часов - банки этой страны не выдают своих клиентов никогда и ни при каких условиях. Теперь же швейцарцы решили сделаться более прозрачными, как того уже давно требовало от них мировое сообщество и международные регуляторы.
Впрочем, Швейцария не намерена полностью отказываться от сохранения секретности банковских вкладов, которая является основой успеха этой страны в финансовом секторе. Ведь именно гарантия полной анонимности всегда привлекала клиентов со всего мира. Достаточно вспомнить, что фашистские лидеры в свое время предпочитали хранить сбережения именно здесь, да и многие российские олигархи, надо полагать, тоже отметились в швейцарских банках.
Поэтому президент и министр финансов Швейцарии Ганс-Рудольф Мерц заявил, что страна будет предоставлять необходимую информацию по детализированным запросам представителей других стран только в отдельных случаях. То есть только по большой просьбе и при доказанных веских основаниях. Президент полагает, что это сохранит трудности в работе сотрудников, занимающихся поиском лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. "Автоматического обмена информацией не будет", - заявил Г.-Р.Мерц.
Как бы то ни было, теперь ни один человек не сможет быть уверен в том, что его сбережения не окажутся тем самым вкладом, по которому информация будет раскрыта. Если раньше гарантия анонимности была практически стопроцентной, теперь тайное может стать явным при определенных усилиях со стороны правоохранительных органов и регуляторов.
У тех, кому хочется скрыть от мира размеры своих накоплений, остается все меньше мест, где это можно сделать. Легендарная Швейцария сдалась не первой, и, надо полагать, далеко не последней. О подобных шагах объявили также Австрия и Люксембург, в которых ранее строго соблюдалась тайна банковских вкладов.
ОЭСР ведет свои списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. В этот список входят Андорра, Лихтенштейн и Монако.
О намерении ослабить режим банковской тайны и перейти на стандарты международного налогового сотрудничества ОЭСР объявил Лихтенштейн. Правда, он заявил о том, что не планирует аннулировать тайну банковских вкладов, но готов подкорректировать налоговое законодательство. "Наша банковская тайна всегда служила для защиты частных интересов граждан и будет служить им дальше. Однако тайна банковского вклада не может быть средством ухода от налогов", - считает премьер-министр страны Отмар Хаслер.
Андорра также заявила о готовности смягчить регулирование в этой сфере к ноябрю 2009 г. Пока еще держится Монако. Это карликовое государство пересматривает свою позицию по этому вопросу, но окончательное решение будет опубликовано лишь через несколько недель.
Причиной для столь массового отказа от устоявшихся веками банковских традиций, как всегда, - кризис. США и страны Европы считают необходимым усилить финансовый контроль и надзор в условиях кризиса. Поэтому они давят на страны, которые принято называть "налоговым раем". Все эти государства, строившие свое благополучие на развитии банковского сектора и пользовавшиеся устойчивой репутацией "тихой гавани" для капиталов любого происхождения, столкнулись с усиливающимися требованиями мирового сообщества активизировать борьбу с отмыванием денег и уклонением от налогов.
Ведь, к примеру, в Лихтенштейне, как и в Швейцарии, уклонение от уплаты налогов считается гражданско-правовым деликтом (то есть требуется только возмещение убытков), а вот налоговое мошенничество - серьезным преступлением (которое наказывается). Между тем как в остальных странах между этими понятиями различия нет и оба являются наказуемыми деяниями.
Ограничения на доступ к банковской информации для налоговых целей продолжают действовать в Австрии, Люксембурге и ряде офшорных зон, например, в Панаме. Люксембург планирует принять участие в переговорах о налоговой прозрачности, если они будут распространены и на другие территории ЕС, включая Нормандские острова.