Новый валютный порядок
Ученые из Международного Университета "Дубна" предлагают пути выхода из мирового финансового кризиса
Москва. 10 марта. INTERFAX.RU – Профессора из Международного университета "Дубна" Олег Кузнецов и Борис Большаков предложили свою программу по выходу из мирового финансового кризиса и стабилизации международной валютной системы. Часть предложений уже была озвучена
Президентом Казахстана Н. Назарбаевым в его статье, опубликованной "Интерфаксом".
Президент РАЕН и глава Международного Университета "Дубна" Олег Кузнецов и академик РАЕН, завкафедрой устойчивого инновационного развития этого же заведения Борис Большаков выступили с программной статьей, в которой призывают глав стран ЕВРАЗЭС к решительным действиям на пути введения единой мировой валюты. "Мы хотели бы обратиться к главам государств стран Евразэс с предложением системного обновления в интересах устойчивого развития общества", - пишут академики, основываясь на многолетних исследованиях, проведенных в Университете "Дубна".
"Первый реальный шаг к преодолению кризиса – осознание того, что причиной дефекта мировой валюты является отсутствие единой устойчивой меры, обеспеченной реальной мощностью. Мы полагаем, что пытаться выбраться из мирового кризиса, не имея надежной и устойчивой меры – единой расчетно-платежной единицы, принципиально ошибочно", - пишут академики.
"Единый наднациональный электронный расчётно-платёжный инструмент сможет существенно снизить разрушительный прессинг глобального кризиса на экономики стран, позволит осуществлять интеграцию, стабильное и устойчивое стратегическое развитие национальной науки, образования и культуры и на этой основе обеспечить рост качества жизни и конкурентоспособности с неубывающими темпами, в разы превосходящими все остальные страны мира. Мы призываем руководство стран Евразэс создать рабочую группу по обсуждению конкретных вопросов создания и реализации единой межгосударственной наднациональной электронной расчётно-платёжной единицы", - говорится в статье Кузнецова и Большакова.
По мнению авторов, поиск новой финансовой архитектуры идет уже давно. На научных конференциях, проводимых под эгидой ООН, активно обсуждается вопрос об измерителях устойчивого развития, в которых выражались бы объективные законы развития планетарной жизни. Итальянский парламент в 2002 г. наделил Правительство мандатом "на выдвижение на соответствующих международных форумах инициативы по разработке и введению новой финансовой архитектуры, способной поддерживать реальную экономику и предотвращать возникновение спекулятивных "пузырей" и финансовых обвалов". Аналогичное решение было принято на Саммите 20-ти ведущих стран мира в ноябре 2008 года. Эта проблема будет ключевой на Саммите 20-ти в апреле 2009 г. в Лондоне.
Процесс разработки и создания региональных наднациональных межгосударственных расчетных единиц идет в мире уже не первый десяток лет. Одним из активных соучастников этого процесса уже давно является Президент Казастана Нурсултан Назарбаев, который в своей статье, по сути, предлагает придать этому процессу законный характер, поставить его под контроль мирового сообщества и считать первым этапом глобального Плана Радикального Обновления (ПРО). Вопросы перехода к новой мировой валюте должны, по мысли Назарбаева, войти в повестку дня всех крупнейших политических и экономических органов, саммитов и форумов мира - Совета Безопасности ООН, специальной сессии ООН, "большой восьмерки" (G8), "большой двадцатки" (G20), Всемирного экономического форума в Давосе и так далее. Никакие органы, организации или саммиты, пишет в своей статье Президент Казахстана, не могут считаться продуктивными и эффективными, если они не разрабатывают и не реализуют ПРО как главную мировую задачу первой четверти XXI века. А планы обновления субъекта любого уровня и региона, как и мира в целом, должны предлагать ключевые технологии конвертации старой нестабильной и дефектной валюты в новую, сценарии создания и развития региональных эмиссионных центров, конкретные меры помощи по переходу наций, народов и стран от старого уклада к новому.
В конце января 2009 г. президент Казахстана предложил ввести единую мировую валюту под эгидой ООН. "Я думаю, - заявил он на казахстанско-индийском бизнес-форуме в Дели, - что страны мира должны договориться о том, чтобы создать всемирную доходную единицу для обмена товарами, которая была бы принята ООН и контролировалась соответствующими комиссиями, и мы имели отношение к такой мировой валюте".
В статье президента Казахстана заданы семь ключевых вопросов, на которые даны аргументированные ответы:
Является ли существующая де-факто мировая валюта законной де-юре? Нет.
Необходим Всемирный закон о Мировой валюте.
Является ли процедура деятельности эмитента мировой валюты истинно демократической? Нет.
Необходим Всемирный Эмиссионный центр.
Является ли механизм баланса спроса и предложения мировой валюты конкурентным и свободным? Нет.
Необходим Всемирный антимонопольный комитет.
Является ли рынок мировой валюты цивилизованным? Нет.
Необходим Всемирный комитет рыночной свободы.
Является ли система генерации и эмиссии мировой валюты контролируемой основными ее субъектами-пользователями (странами, компаниями и гражданами) и мировым сообществом в целом? Нет.
Необходимо создание постоянно действующих инструментов контроля, генерации, эмиссии и обращения.
Является ли система генерации и эмиссии мировой валюты ответственной перед ее основными субъектами-пользователями (странами, компаниями и гражданами) и всем мировым сообществом? Нет.
Необходим Всемирный валютный арбитраж.
Является ли система мировой валюты эффективной и результативной, то есть насколько результаты ее работы соответствуют целям развития человечества и мира в целом? Нет.
Необходимо принятие единой справедливой бездефектной меры.
Такой мерой, по мнению академиков РАЕН, и является устойчивая и универсальная мера мощность – единая расчетно-платежная единица. А в результате может быть получена стройная мировая валютно-финансовая архитектура. Внутри самой системы содержится гарантия от печатания "лишних", необеспеченных денег и образования спекулятивных "пузырей", финансы, производство и потребление становятся соразмерными, сбалансированными и в силу этого начинают работать как единое целое на устойчивое развитие общества.
В качестве основной причины мировго финансового кризиса Кузнецов и Большаков называют огромный разрыв между реальным мировым продуктом в $40-50 трлн и спекулятивным – $400-500 триллионов.. Как пишут в своей статье академики, "Разрыв в $400-500 трлн не обеспечен реальной мощностью, а между тем именно мощность (как впервые было показано С.А.Подолинским еще в 1880 г. и развито в трудах международной научной школы устойчивого развития) и является универсальной мерой стоимости, а деньги – бумажным документом, подтверждающим наличие реальной мощности".
"Если бумажный денежный сертификат не обеспечен мощностью, он является спекулятивным – "мыльным пузырем", который достигнув критической массы, лопается в ходе мирового валютно-финансового кризиса. Этот разрыв характеризует масштаб бедствия", - продолжают авторы.
"Мировой кризис – это, прежде всего, кризис меры рыночной экономики, когда вместо надежной и устойчивой меры стоимости используется неустойчивая, необеспеченная реальной мощностью спекулятивная денежная мера. Непонимание этого заводит проблему в тупик и, как указывают многие крупные ученые, такие, например, как Л.Ларуш, Г.Одум, М.Шлессер и другие, ведет к мировому валютно-финансовому коллапсу. Разрастающийся мировой валютно-финансовый кризис является прямым следствием грубого нарушения фундаментальных законов сохранения и развития Жизни, которые наиболее точным образом определяются в универсальных мерах мощности. Естественно полагать, что кризис будет преодолен с меньшими потерями, если стратегия развития будет согласована с законом сохранения мощности как общим законом Природы, если удастся устранить его грубое нарушение.
Для этого мировому сообществу жизненно необходимо избавиться от спекулятивного капитала в $400 трлн, не обеспеченных реальной мощностью. Но как это сделать? Как отличить "мыльный пузырь" от реальных денег, подтвержденных мощностью? Сделать это, конвертируя одну денежную единицу в другую, принципиально нельзя, так как все национальные валюты в большей или меньшей степени "заражены" спекулятивным капиталом".
"Мы разделяем позицию, - пишут Кузнецов и Большаков, - согласно которой необходим новый Бреттон–Вудский форум с восстановлением постоянного валютного курса. Как отмечалось выше такую позицию высказывают многие крупные политики, ученые, финансисты. Что взять за базу постоянного валютного курса? Такой базой может быть мощность валюты, принимаемая за валютную константу. Начиная с определенного года, например с 2012 г., мощность доллара по миру в целом принимается за мировую валютную константу. Относительно мировой валютной константы – мощность национальной конвертируемой валюты рассчитывается и также принимается постоянной".
"Аналогичным образом может быть представлена любая конвертируемая национальная валюта. В результате может быть получена стройная мировая валютно-финансовая система. Особенностью этой архитектуры является то, что использование этого механизма делает печатание "лишних" (необеспеченных) денег лишенным законных оснований. Другая особенность состоит в том, что финансы, производство и потребление становятся соразмерными, сбалансированными и в силу этого начинают работать как единое целое на устойчивое развитие общества. Реальный денежный поток, обеспеченный мощностью, практически совпадает с реальным потоком товаров и услуг, выраженных в единицах мощности – это две стороны единого процесса производства товаров и услуг", - утверждают в своей статье представители Международного Университета "Дубна".
Полностью статья О.Кузнецова и Б.Большакова опубликована на сайте "Интерфакс-Казахстан".