Экономический кризис дает возможность для большей совместной работы США и России

Ведущий американский специалист по России Эндрю Качинс дал прогноз относительно того, как будет строиться политика администрации Обамы в отношении Москвы и рассказал о возможном развитии двусторонних отношений

Фото: csis.org

Москва. 6 марта. INTERFAX.RU - Эндрю Качинс - Директор российской и евроазиатской программы в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Он - ведущий американский специалист по России, возглавлял в Москве Центр Карнеги. Качинс ответил на вопросы корреспондента "Интерефакса" в Вашингтоне Петра Черемушкина.

Господин Качинс, в последние дни здесь в Вашингтоне идет много разговоров о том, как будет строиться политика администрации Обамы в отношении России. Складывается впечатление будто у новой команды нет ясности насчет того, как вести дела с Россией, не считая того, что следует провести перезагрузку двусторонних отношений.

Из разговоров с представителями администрации Обамы, из речей президента, у меня сложилось ощущение, что в Вашингтоне сложилось понимание - российско-американские отношения очень ухудшились, особенно после войны с Грузией. И не в интересах Вашингтона поддерживать такие неконструктивные отношения с Москвой. Поэтому будут предприняты попытки привести отношения в более позитивный вид.

В Вашингтоне сложился консенсус в отношении того, что следует обратить вспять негативное движение в отношениях. Этот негатив достиг наивысшей точки во время войны в Грузии, когда в американских электронных СМИ все подавалось в очень одностороннем ключе, а потом стало сходить на нет по мере того, как появлялось все больше информации о происшедших событиях, особенно осенью, когда появилось понимание, что господин Саакашвили допустил ряд серьезных ошибок. Произошел серьезный срыв в поддержании связей между Москвой и Вашингтоном, и Вашингтоном и Тбилиси. Эту войну можно было предотвратить, но она не была предотвращена.

В Вашингтоне все чаще раздавались голоса о том, что положение, в которое зашли наши отношения, не в наших интересах. И нам нужно, как сказал Джо Байден, нажать кнопку перезагрузки.

В Вашингтоне идет много разговоров о том, что Джо Байден возглавит российское направление американской внешней политики. Вы слышали об этом?

Я слышал о том, что Байден может возглавить нечто аналогичное существовавшей когда-то комиссии Гор-Черномырдин, которая, несмотря на всю критику в отношении неё, была механизмом поддержания российско-американского диалога. Я, конечно, не могу подтвердить этих слухов. Но знаю, что на уровне госдепартамента формируется очень сильная команда специалистов по России. И в госдепартаменте, и в Совете национальной безопасности, и в Пентагоне последуют назначения таких людей, как Роуз Готтемюллер, Майкл Макфол, Александр Вершбоу. Это люди, которые обладают огромным опытом и смогут внести новый подход в наши отношения.

Экономический кризис, новая ситуация, как в США, так и в России, не кажется ли вам, что это откроет возможности для нового сближения между Россией и США?

Я думаю, что такая возможность есть. В одном из наших недавних докладов вместе с Самэулем Харапом мы пишем, что экономический кризис дает возможность для большей совместной работы между США и Россией. В прошлом в условиях снижения цен на нефть наши отношения улучшались. В то время как период более высоких цен на нефть воспринимался в Вашингтоне, как период более агрессивной политики со стороны России и СССР, и в отношениях было больше напряжения.

Многим в Москве еще летом казалось, что Россия - островок стабильности, самое безопасное место в бурях экономического кризиса, и вдруг оказалось, что Россия весьма открыта и уязвима перед глобальным экономическим спадом. Сейчас руководство в Москве должно быть более озабочено ценой их внешнеполитических шагов.

Вероятно, Россия переоценила свою силу и американскую слабость. Кризис ударил по российской экономике очень серьезно, продемонстрировав её уязвимость, равно как и глубокую интеграцию в глобальную экономику. Впервые за многие годы в Москве появляется понимание, что Россия нуждается в улучшении отношений с Соединенными Штатами и в более широком смысле за Западом.

Недавно вы вместе с известным экономистом Андерсом Ослундом подготовили большой доклад с обзором рекомендаций для администрации президента Обамы в отношении того, как выстраивать отношения с Россией. Могли бы вы изложить основные пункты этого доклада, который охватывает широкий круг вопросов, начиная от разоруженческих и заканчивая коммерческими аспектами отношений с Россией?

Действительно, контроль над вооружениями всегда был областью, в которой США и Россия имели самую продолжительную историю сотрудничества. И это сфера, в которой проще всего восстановить наши двусторонние отношения.

К сожалению, при администрации Буша американская политика в отношении России страдала многими пороками. Можно даже сказать, что даже не существовало ясной политики в отношении России. Проводилась разрозненная политика как в отношении контроля над вооружениями, так и в области энергетической безопасности.

Администрации президента Обамы придется осуществить существенные и скоординированные усилия для того, чтобы улучшить российско-американские отношения и развивать взаимное доверие. Чрезвычайно важно сдержать и обратить вспять нынешнее постоянное разрушение наших отношений.

Президент Обама выбрал людей, которые будут осуществлять его политику на российском направлении в Совете национальной безопасности. Была создана специальная межведомственная группа, которая будет работать под руководством спецдиректора по России.

Очень важно, чтобы администрация Обамы создала ясную политику на российском направлении, а не подчиняла бы её другим всевозможным вопросам, чтобы, где требуется, делать необходимые размены и сдерживать свои обещания.

Истечение срока действия Договора СНВ в декабре 2009 года делает важнейшей задачей для администрации найти способ по выработке нового договора, провести дальнейшие сокращения баллистических ядерных ракет.

В ходе встречи 20-тки в Лондоне 2-го апреля 2009 года президент Обама будет иметь первую возможность встретиться с президентом Медведевым. Конечно, это будет что-то вроде первого знакомства.

В течение последних месяцев в центре политического спектра в США сложилось мнение, что администрации Обамы следует развивать более конструктивные отношения с Москвой для сотрудничества в таких важных областях как Афганистан и иранская ядерная программа, а также ядерная безопасность в более широком смысле.

Так, когда же, с вашей точки зрения, будет окончательно выработана политика США в отношении России?

Примерно в мае-июне 2009 года новая политика США в отношении России будет готова. Примерно к этому времени президент Обама сделает крупномасштабное заявление о своей политике в отношении России.

Если позволят обстоятельства, президент должен предложить что-то позитивное. В идеале президент должен предложить конгрессу наконец-то отменить действие поправки Джексона-Вэнникав отношении России. Ещё одним вариантом могло бы стать рассмотрение сенатом "соглашения 1,2,3" о сотрудничестве с Россией в области мирного использования ядерной энергии. Ну, и наконец, в июле 2009 года произойдет полномасштабная встреча двух президентов на саммите большой восьмерки в Италии.

Много шума наделала эта история с письмом президента Обамы президенту Медведеву. Как вы считаете, действительно имело место предложение о сделке, о размене по Ирану и ПРО в Восточной Европе?

Поскольку оба президента отрицают какую-либо попытку размена, мне трудно говорить что-либо противоречащие этому. Я не работаю в Белом доме или в Кремле. И не могу точно сказать, как обстоят дела на самом деле. Могу предположить, что американские и зарубежные лидеры не любят употреблять выражение сделка.

Думаю, мы стали свидетелями попытки рассмотреть заново, как мы можем использовать интересы друг друга. Администрация Обамы попытается начать прямые переговоры с иранцами. И об этом уже много говорилось. Вне всякого сомнения, Россия может больше сделать, чем она делала в последнее время в отношении Ирана. В России также существует немалое разочарование действиями Ирана. Это проявилось в отказе от поставок в Иран комплексов С-300, которые могли бы значительно повысить способность Ирана оказать сопротивление авиаударам по их атомным объектам.

Иранский министр обороны был недавно в Москве, чтобы оказать давление на Кремль в этом вопросе, но ему отказали. Это означает, что Кремль хочет сначала посмотреть, что ему может предложить Обама, прежде чем предпринять такой серьезный шаг. В Москве хотят понять, а что, собственно, означает выражение "нажать кнопку перезагрузки".

У администрации Обамы размещение систем ПРО в Восточной Европе не вызывает такого энтузиазма, как у его предшественников. Система ПРО была первым приоритетом команды Буша. Время играло против Буша, и он стремился поскорее заключить все соглашения о размещении ПРО.

Для Обамы существует срочная необходимость остановить иранскую ядерную программу, которая растет по мере того, как Иран обогащает все больше урана.

Имея ввиду высокую стоимость системы ПРО в Восточной Европе, которую администрация США в новых экономических условиях не может себе позволить, Белый дом может попытаться отложить размещение систем для проведения новых оценок существующей угрозы. Однако еще непонятно, что можно получить от России с учетом того, что рычаги влияния России на Иран довольно ограничены.

Но в условиях неблагоприятной атмосферы, окружающей наши отношения в обеих столицах, придется пройти долгий путь прежде, чем удастся договориться о каком-либо соглашении.