Не называем их мужчинами
Россиянки не готовы спокойно воспринять мужчину, занимающегося домашним хозяйством в то время, как его жена с утра до ночи горит на работе и зарабатывает деньги на содержание семьи
Москва. 6 марта. INTERFAX.RU – с началом перестройки россиянки, живущие в больших и маленьких городах, вполне успешно стали отвоевывать себе место под социальным солнцем. Женщины стали водить машины, заниматься бизнесом, получать большую зарплату, чем многие мужчины, и уверенно завоевывать уютные начальственные кабинеты с кожаными креслами. Женщины-руководители, женщины с высокой зарплатой, уверенные в себе, независимые, расчетливые, прагматичные – 90-е вырастили новое поколение женщин, которые запросто могут пригрозить судом за фразу "место женщины – на кухне". Правда, до сих пор россиянки не погрузились в болото гендерного равноправия настолько, чтобы запретить подавать себе пальто или открывать дверь. И, как показывают опросы, не готовы они и к ситуации, когда бремя содержания семьи полностью ляжет на их плечи, а мужья переквалифицируются в домохозяек.
Накануне 8 марта портал SuperJob.ru провел опрос, который показал, что 90% российских женщин, состоящих в зарегистрированном браке, категорически против того, чтобы их мужья не работали и занимались ведением домашнего хозяйства. По словам респондентов слабого пола, "мужчина должен работать", если же он "не работает и не может содержать жену и детей", то мужчиной его можно назвать с большим трудом. Женщины уверены, что неработающего мужа (если это сознательный выбор, а не ситуация, когда мужчина недавно потерял работу и находится в поиске) сложно уважать, а некоторые даже называют таких мужчин альфонсами.
Правда, ряд опрошенных был против мужчины-домохозяина из-за неверия в способности мужчин правильно загрузить стиральную или посудомоечную машину, приготовить завтра-обед-ужин, поддерживать дом или квартиру в порядке. Типовые ответы звучали следующим образом: "Я домашним хозяйством смогу заниматься лучше, чем муж"; "Да я скончаюсь от голода, пока он научится что-то готовить!" Причем чаще всего против такой расстановки сил в семье выступают женщины с низким уровнем дохода. Женщины успешные и хорошо зарабатывающие относятся к подобному сценарию спокойнее, однако среди них тоже нет единодушного стремления превратить своих мужей в уютных домашних существ, в кружевных передничках суетящихся у плиты и нянчащих младенцев. Абсолютно спокойно к диаметральной смене обязанностей относятся лишь 6% россиянок.
Российские мужчины тоже не готовы к тому, чтобы жена сутками пропадала на работе и покоряла карьерные высоты в ущерб стирке, уборке, готовке и воспитанию детей. Для каждого второго россиянина абсолютна естественна ситуация, когда о доме и детях заботится исключительно жена, причем многие сознаются, что их мечта – жена, отказавшаяся от работы во имя дома и семьи. Они считают такой расклад "правильным и естественным". Правда, многие из них не возражают, чтобы женщина работала. Почему бы не позволить любимой невинное хобби? А некоторые даже считают, что работающая женщина более привлекательна и интересна, чем та, которая проводит все время дома. Каждый десятый респондент (11%) затруднился высказать свою позицию по данному вопросу, причем многие из них делегировали принятие этого решения своим женам: "Моя жена не работает и занимается домашним хозяйством. Меня все устраивает, но ей скучно, поэтому, если она найдет работу, я не буду против!"; "Пусть сама выбирает".
Интересно, что на постсоветском пространстве проблемы взаимоотношения мужчин и женщин иногда предстают в совершенно неожиданных формах. Так, в Белоруссии, как выяснилось, актуальной проблемой взаимоотношения полов является то, что мужчины все чаще стали подвергаться бытовому насилию со стороны женщин. Правда, не надо думать, что это насилие облекает исключительно физические формы. Белорусские женщины выбирают другой рычаг и, опять же, исходным становится вопрос разделения обязанностей. Согласно статистике Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей, все большее количество минских мужчин подвергается психологическому и экономическому насилию со стороны своих жен. Дамы, очевидно, относящиеся к самым что ни на есть традиционалистским кругам, требуют от мужчин все больше и больше денег и попросту ставят своим сильным половинам ультиматум: ты будешь работать, а я буду отдыхать. Бедные мужчины теряются и отправляются за психологической помощью.
Всех с наступающим восьмым марта.