Верховный суд уточнит права пользователей иностранных интернет-магазинов

От уточнений будет зависить, по законам какой страны будут разрешаться конфликтные ситуации

Москва. 25 июня. INTERFAX.RU - Верховный суд России уточнит критерии, по которым деятельность иностранных компаний будет подпадать под российский закон о защите прав потребителей. Это следует из проекта постановления пленума ВС "О применении норм международного частного права судами РФ", который обсуждается 25 июня.

Суд предлагает считать сайт интернет-магазина ориентированным на российских потребителей, если у него есть русскоязычная версия, цены приведены в том числе в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами. Также в проекте постановления признаком такой ориентации предлагается считать усилия по продвижению в России, к примеру, решение владельца сайта заказать услуги по повышению его цитируемости среди российских пользователей.

Условия покупки товаров и услуг россиянами за границей могут предусматривать, что конфликтные ситуации должны разрешаться по иностранному праву. Гражданский кодекс России предусматривает, что эти условия не должны приниматься во внимание российскими судами, если физическое лицо делало покупку для личных нужд и если его контрагент - профессиональная сторона - осуществляет свою деятельность в стране покупателя либо любыми способами направляет свою деятельность на ее территорию.

До сих пор понятие "направлять деятельность" оставалось без разъяснений. Теперь Верховный суд решил уточнить это понятие.

Сайт может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства, говорится в проекте постановления пленума.

В целом ВС РФ предлагает следовать западному подходу для оценки направления профессионалом, то есть продавцом, своей деятельности на территорию страны места жительства потребителя, говорит старший юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Александра Хизунова. "Однако в настоящее время российские потребители успешно заказывают товары, работы, услуги с иностранных сайтов на иностранном языке и в иностранной валюте", - обращает внимание она.

По ее мнению, предложенный критерий русскоязычного зарубежного сайта и приведения цен в российских рублях является одним из возможных. "При этом во избежание ограничительного толкования на практике следует конкретизировать, что все же использование русского языка, валюты не является первостепенным фактором. То есть существенным фактором, подлежащим оценке в этой связи, должен быть факт того, что иностранный интернет-сайт предлагает и побуждает заключить с ним дистанционный договор и такой договор был заключен (даже если язык сайта не был русским и валюта была не российской). При этом язык интерфейса интернет-сайта и валюта не являются важными для предоставления защиты потребителю, который смог из России с этого сайта приобрести необходимые товары, работы, услуги. И в целом такой подход будет также в русле западной практики", - говорит она.

Новости