Председатель коллегии ЕЭК: нам хотелось бы, чтобы наднациональные предприятия появились в ЕАЭС как можно быстрее

Тигран Саркисян рассказал, когда товары под единым брендом могут появиться на территории Евразийского экономического союза

Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 19 марта. INTERFAX.RU - Товары под единым брендом могут появиться на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). О том, когда это может произойти и какие шаги необходимо предпринять для создания выпускающих подобные продукты предприятий, "Интерфакс" поговорил с председателем коллегии ЕЭК (регулирующий орган ЕАЭС) Тиграном Саркисяном.

В беседе были также затронуты темы реализации евразийских цифровых, инновационных и образовательных проектов.

- Одной из тем, рассмотренных на последнем заседании межправительственного совета ЕАЭС, стало создание наднациональных предприятий. Расскажите, в чем состоит цель формирования подобных структур?

- Перед нами стоит задача по созданию совместно выпущенной под единой маркой продукции — так называемых евразийских брендов — и технологий для выхода на мировой рынок. Поэтому уже сегодня мы должны думать о том, какие инструменты и правовое поле необходимы для повышения свободы передвижения не только товаров и услуг, но и компаний.

Так, важны благоприятные условия для объединения бизнеса. Как показывает мировой опыт, этот процесс можно стимулировать и правовыми методами: регулируя деятельность компаний, работающих на территории нескольких стран и создающих продукцию под одним брендом, на надгосударственном уровне. Этот подход позволяет устранить множество административных барьеров и, как следствие, существенно облегчить работу подобным структурам.

Мы изучили позитивный международный опыт внедрения в практику такой юридической формы, как наднациональное предприятие, и считаем, что он применим и к государствам-участникам ЕАЭС.

Такие компании могли бы действовать во всех странах союза без прохождения дополнительных процедур для получения тех же прав и обязанностей, какие имеют граждане и юридические лица государства-члена ЕАЭС. Можно сказать, что подобные структуры не будут зависеть от национального права конкретной страны.

- В какие сроки в ЕАЭС могут появиться наднациональные предприятия?

- Следующим шагом станет разработка предложений по формированию системы евразийского корпоративного права. Оценивать, насколько они приемлемы для членов союза, будут эксперты. Здесь особенно важно не допустить возникновения противоречий между наднациональным регулированием и законодательством отдельных государств.

Дальнейшая реализация этой инициативы будет зависеть от позиции самих стран-участниц ЕАЭС. Нам, конечно же, хотелось бы, чтобы это произошло как можно быстрее.

- Планирует ли ЕЭК работать непосредственно с евразийским бизнесом, чтобы стимулировать его к объединению в наднациональные предприятия?

- Для того чтобы претворять в жизнь подобные инициативы, нам, действительно, нужно знать, чем живет бизнес. Выясняем мы это несколькими способами. Первый: путем проведения заседаний консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и делового совета ЕАЭС, который объединяет бизнес-сообщество всех стран Евразийского союза. Второй способ коммуникации с бизнесом подразумевает использование технологических платформ, действующих по перспективным сферам развития ЕАЭС, а третий заключается в проведении заседаний "Бизнес-диалога ЕЭК" с представителями евразийского предпринимательского сообщества, а также заседаний консультативных комитетов ЕЭК, на которых присутствует бизнес.

Такие площадки позволяют обсудить с представителями деловых кругов союза наиболее актуальные вопросы евразийской повестки и проекты подготовленных нормативных актов.

На вооружение взяты и другие формы взаимодействия с предпринимателями – это форумы, конференции и прочие мероприятия такого рода. Таким образом, мы получаем запросы со стороны бизнеса и стараемся на них отвечать в нашей работе.

С другой стороны, мы предпринимаем усилия для стимулирования бизнеса к модернизации и внедрению инноваций. В этих двух плоскостях ЕЭК сегодня работает с деловым сообществом.

- На заседании межправительственного совета обсуждалось соглашение о регулировании алкогольного рынка. Какие решения были приняты в отношении этого документа?

- Как известно, к идее формирования общего алкогольного рынка государства-участники ЕАЭС шли несколько лет. Существовал целый ряд вопросов, решить которые мы смогли только в конце прошлого года. Тогда в ходе заседания межправительственного совета в Минске были сняты разногласия по акцизам на алкогольную и табачную продукцию в ЕАЭС и согласован уровень индикативной ставки акцизов. Для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям главы правительств приняли решение перенести срок применения индикативной ставки с 2022 года на 2024 год.

Кроме того, стороны договорились о едином диапазоне отклонения ставки акциза от индикативной ставки, а также о наделении совета ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок и консультациях в случае волатильности курсов национальных валют. Позже мы направили в страны союза проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию для процедуры согласования.

Однако пока еще остается ряд дискуссионных вопросов, в их числе наличие обеспечительного платежа (обязательства использования акцизных марок по назначению) и так называемого института специмпортеров, когда государство имеет исключительное право на импорт алкогольной продукции.

- Когда же можно ожидать прогресса по этим вопросам?

- На уровне глав правительств мы договорились вернуться к их обсуждению в третьем квартале 2019 года.

- Давайте поговорим об еще одном документе: в 2019 году было подписано соглашение о судоходстве. В чем важность этого события?

- Это соглашение предполагает упрощенный механизм взаимного доступа судов к плаванию по внутренним водным путям, а также переход от действующей разрешительной системы к уведомительной. Судовые и квалификационные документы членов экипажей станут взаимно признаваться в ЕАЭС.

Таким образом, подписанный документ обеспечит формирование единого транспортного пространства и общего рынка на территории союза. При этом пользователи транспортных услуг только выиграют, поскольку конкуренция между перевозчиками должна закономерно возрасти.

- На уровне стран-участниц ЕАЭС еще в 2016 году было заявлено о намерении создать цифровую экономику. Какие значимые проекты в этой сфере развиваются сейчас?

- В рамках сформированного в ЕЭК офиса управления цифровыми инициативами мы вместе со странами союза запустили механизм отбора, проработки и реализации подобных проектов. Речь идет об исследованиях по взаимному признанию электронных сопроводительных документов, цифровым транспортным коридорам, трансграничному обороту данных, цифровой промышленной кооперации, цифровой прослеживаемости товаров.

Наиболее масштабным проектом является электронная система, которая прослеживает путь товаров, поступающих на территорию союза из третьих стран. Ожидается, что ее внедрение позволит решить проблему с классификацией товаров, повысить эффективность администрирования, снизить коррупционные риски и сократить теневой оборот.

Кроме того, так планируется решить проблему с нелегальным ввозом в Россию санкционных для нее товаров. Система будет отслеживать движение подобной продукции по территории РФ в иные государства ЕАЭС.

Эта инициатива носит фундаментальный характер, поэтому неудивительно, что она имеет сложные дизайн и архитектуру. При их создании необходимо учитывать и те системы, которые уже работают в странах ЕАЭС, и перспективы развития их цифровой инфраструктуры. Данный вопрос уже несколько раз обсуждался на союзном уровне.

- В какие сроки система прослеживаемости товаров может быть создана?

- На сроки создания этой системы окажут влияние результаты реализации ранее запущенных пилотных проектов – по использованию электронных пломб и по маркировке при перевозке товаров.

Эксперимент по перемещению грузов между Российской Федерацией и Республикой Казахстан с использованием электронных пломб уже завершен. Мы сейчас анализируем его результаты и изучаем возможность реализации подобного проекта с участием не менее трех стран.

Эксперимент по использованию цифровой маркировки табачных изделий между Российской Федерацией и Республикой Казахстан завершится в конце марта, после чего страны союза примут решение о дальнейшем применении опробованных механизмов.

Таким образом, говорить о сроках создания системы прослеживаемости товаров можно будет после завершения указанных проектов.

- Запланирован ли запуск еще каких-либо пилотных цифровых проектов?

- Безусловно. На сегодняшний день мы получили более 50 инициатив от частного сектора экономики, в достаточной мере проработаны около десятка из них.

Так, уже в 2019 году планируется запустить проекты по внедрению электронной сопроводительной документации и цифровой биржи труда. Это инициативы наших армянских и казахстанских коллег соответственно.

Кроме того, рассматривается возможность формирования единого реестра юридических лиц для евразийского пространства, создания цифрового транспортного коридора, а также сети промышленной кооперации.

- Как цифровая повестка ЕАЭС повлияет на малый и средний бизнес?

- Цифровизация – это новый уклад жизни и она проникает во все отрасли без исключения. В том числе и в сферу бизнеса.

Один из примеров: наши российские коллеги вышли с инициативой создания единой евразийской торговой инфраструктуры, которая включает собственные склады, дистрибьюторов и работает на базе общей цифровой платформы. Воплощение этой идеи в жизнь позволит небольшому бизнесу резко сократить свои транзакционные и операционные расходы.

- От цифровой повестки – к инновационной. Возможна ли интеграция соответствующих инфраструктур стран ЕАЭС?

- ЕЭК еще несколько лет назад провела анализ и определила перспективные направления сотрудничества государств союза. В 2016 году вице-премьеры стран одобрили перечень совместных перспективных промышленных платформ, которые должны стимулировать кооперацию в реальном секторе экономики.

О чем идет речь? Первое: технологии в сфере авиации и космонавтики. Это направление обсуждалось на заседании высшего Евразийского экономического совета в конце прошлого года, в результате было принято решение о взаимодействии стран в сферах освоения космоса и совместного использования соответствующих технологий, в частности – зондирования Земли.

Второе: создание евразийской светодиодной технологической платформы. В этом направлении мы уже больше года работаем с частным бизнесом. Одно из первых наднациональных предприятий может быть создано именно в этой отрасли.

Кроме того, страны ЕАЭС планируют сотрудничать в сферах медицинских и фармацевтических, информационных и коммуникационных технологий, добычи природных ресурсов, переработки нефти и газа, экологического развития, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, энергетики и металлургии.

К взаимодействию в указанных областях необходимо привлекать предприятия государств-участников союза, для чего мы предлагаем им подавать соответствующие заявки.

- И велика ли заинтересованность бизнеса?

- ЕАЭС – еще совсем молодая структура: в этом году мы отмечаем пятилетие подписания договора о создании союза. И основной проблемой на данном этапе является недостаточная осведомленность о его деятельности бизнеса и населения. Здесь, в том числе, нужна поддержка и средств массовой информации, чтобы информировать общественность о деятельности наднационального органа ЕЭК.

- Помимо недостаточной информированности населения о деятельности ЕАЭС, есть ли еще текущие проблемы в работе ЕЭК?

- Проблемные вопросы были, есть и будут. Но ключевая особенность нашей структуры состоит в том, что мы можем решать их оперативно и на самом высоком уровне. Раз в месяц мы обсуждаем возникающие темы с вице-премьерами, ежеквартально – с премьер-министрами и, наконец, два раза в год – с президентами государств ЕАЭС. Такой график работы позволяет придавать стоящим инициативам наднациональный масштаб.

- Как ЕАЭС поддерживает такой источник инновационных инициатив, как талантливая молодежь?

- В условиях формирования экономики знаний человеческий потенциал, ядром которого является талантливая молодежь, становится самым важным ресурсом. Несмотря на то что наше объединение носит исключительно экономический характер, комиссия придает большое значение развитию кадрового потенциала союза и в рамках своих полномочий поддерживает различные образовательные инициативы.

Так, мы определили ряд основных университетов, работающих в евразийском пространстве, которые заинтересованы в преподавании дисциплин, связанных с интеграционными темами. ЕЭК поддерживает постоянный контакт с преподавателями и аспирантами этих вузов, министры и сотрудники комиссии регулярно выступают в вузах стран союза.

Также в арсенале – стажировки, конкурсы и форумы для евразийской молодежи. Нам хотелось бы проводить такого рода мероприятия в большом масштабе. Но, как я уже говорил, мы еще совсем молодая организация, у которой в будущем – реализация множества новых проектов и инициатив.