Дьявол больше не носит Prada

Мерил Стрип, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс и Виола Дэвис за роли в "Сомнении" были номинированы на "Оскар". Эти хорошие актеры ничего не получили, но фильм о сомнительности любых умозаключений хуже от этого не становится

Москва. 26 февраля. INTERFAX.RU – Отшумевшая церемония награждения золотыми статуэтками американской киноакадемии не стала триумфом актерского ансамбля фильма, снятого по пьесе Джона Патрика Шенли. Автор "Сомнения" за одноименную пьесу, кстати, получил знаменитую Пулитцеровскую премию. Но ни драма, разыгравшаяся в стенах нью-йоркской католической школы, ни замечательные актеры не тронули сердца академиков.

А это даже странно. Дебютный фильм Джона Патрика Шенли о том, что бывает с сомневающимися, получился крепким и обдуманным повествованием о грехе. Тут нельзя не упомянуть англичанина Роджера Дикинса, чье операторское мастерство сыграло на руку довольно мрачной истории о загадочном священнике, строгой матушке-настоятельнице и милой чистосердечной монашке. Все трое изрядно пекутся о благости на земле и в отдельно взятой строгой школе, но по ходу действия, кажется, тщетно пытаются спасти свои души.

Все начинается с проникновенной проповеди отца Флинна на воскресной службе. В церкви светло, льется прочувствованная речь, вспархивают голубки, только ученикам скучно и сонно. Но по рядам шагает цербер сестра Элоиза, шикает на невнимательных слушателей и следит за порядком. Благодать, чтобы лучше снизошла. Но она, благодать эта, что-то не слишком торопится в учебное заведение.

Сестра Элоиза (Мерил Стрип) так лютует в подначальственном ей учреждении, что тут и святоша взвоет, не только кочующий из школы в школу священник. Дамы сурового нрава, по всей видимости, лучше всего сейчас получаются у уважаемой актрисы. Зверствует она в стенах школы, почти как в той редакции того глянцевого журнала. Под запретом не только детские шалости, но и шариковые ручки. Один бог знает почему. Но, нет. И он тут, кажется, ни при чем. Сестра Элоиза, как она начнет понимать позже, бороться будет с чем-то совершенно иным, но таким же недоказуемым. И постные трапезы с сестрами в ее изысканиях не станут спасением. Тут бы самое время подключиться лингвистам, потому что теологам здесь делать нечего.

В "Сомнении" поднимаются отнюдь не богословские вопросы. Драматургия отвергнутого киноакадемией повествования заключается скорее в "калибровке" героев. Поэтому у противоборствующих сторон: сестры Элоизы и отца Флинна, сомнение, по большому счету, одно на двоих, - такой настоящий глубокий болезненный doubt. А вот у милейшей сестры Джеймс (ангелоподобная Эми Адамс) этот doubt рассыпается в сомнение, больше похожее на hesitation. Вот такой он, этот английский.

К проведению собственного расследования о развращении души подталкивает сестру Элоизу появление в школе чернокожего мальчика, который помогает отцу Флинну на воскресной службе и которого священник опекает и как-то слишком уж подозрительно привечает. Но как может ответить отец Флинн на подозрения? Прочитать обличительную проповедь. Притча о сплетне, вылетевшей как перья из распоротой подушки, безусловно, красивая метафора неуместности борьбы с сомнениями путем коллективного обсуждения. Ведь каждый сомневается на свой лад. А искушение отрастило длинные ухоженные ногти и давно уже скребет чью-то макушку.

Обозреватель Полина Грибовская

Новости