С демшизой сложно выстроить компромиссную программу

Сопредседатель партии "Правое дело", председатель "Деловой России" Борис Титов в интервью "Интерфаксу" рассказал о перспективах партии, проблемах при ее создании и антикризисных предложениях

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 24 февраля. INTERFAX.RU - О перспективах недавно зарегистрированной Минюстом РФ партии "Правое дело", о том какие проблемы возникали при ее создании, а также о предложениях по преодолению кризиса в России рассказал в интервью "Интерфаксу" сопредседатель "Правого дела", председатель "Деловой России" Борис Титов.

Борис Юрьевич, как Вы оцениваете первый этап создания партии, были ли сложности?

Регистрация партии – это важный и сложный, но только первый организационный этап становления партии. Было не так просто создать с ноября 2008 г. 73 региональных организации, собрать 56 тысяч членов партии, а кроме этого определить состав руководящих органов, как в Москве, так и в регионах. Мы должны были учесть и согласовать интересы СПС, "Гражданской силы" и Демпартии, да ещё учесть интересы "Деловой России". Все это было очень сложно, но нам это удалось. Сегодня мы вступаем во второй этап, задача которого сформулирована очень просто – состояться как партия. Создав структуру, теперь задача запустить её в действие. Сегодня необходимо согласовать идеологические посылы "Правого дела", без раскачки включиться в повседневную работу партии. Настало время зарабатывать авторитет у наших потенциальных избирателей, в российском обществе. Мы должны быть узнаваемы. Для этого необходима экспертная, аналитическая работа, работа с общественным мнением.

Будет нелегко, даже сложнее чем на организационном этапе. Тем более мы – демократическая партия. У нас каждый имеет право высказываться по различным вопросам, даже если по этому вопросу уже принято партийное решение. Это записано в уставе партии по предложению СПС. Мы должны демократическим путем, не принуждая ни к чему друг друга, прийти к общему знаменателю.

Что, есть сложности в поиске общего знаменателя?

Было бы странным, если бы этих сложностей не было. Мы все достаточно разные и ориентированы на разные группы избирателей. Например, даже среди сопредседателей партии Георгий Бовт больше ориентирован на творческую интеллигенцию, у которой более общесоциальные взгляды – проблемы, нужды общества. Я – на бизнес, поэтому самый правый, ведь бизнес придерживается в большинстве право-консервативной позиции. Мы ратуем за рынок и демократию, но при этом сильное государство, порядок в стране. Леонид Гозман и СПС в целом – это политики профессионалы больше либеральной позиции. Они выступают за абсолютно демократичные методы достижения цели. Их абсолютный приоритет – свобода личности. Мы признаем эту точку зрения. Если брать британский аналог, то Бовт – больше лейборист, мы – консерваторы, а Гозман – либерал.

Это свидетельствует о том, что, формируя партию, мы должны учесть различные идеологические подходы.

Судя по проблеме с подбором лидера Московской организации "Правого дела", пока не так просто договариваться и самим сопредседателям?

На конференции, которая намечена предварительно на 28 февраля, будет решаться вопрос о том, какой командой мы пойдем на выборы в Мосгордуму. Это должна быть та команда, которая поведет нас на первые важнейшие региональные выборы по партийным спискам.

Организует конференцию Георгий Бовт. Пока он уполномоченный по организации конференции, но я бы считал, что именно он мог бы быть хорошей кандидатурой и на пост председателя Московской организации. Он хорошо знает ситуацию в Москве, знает слабые места в деятельности столичных властей.

Есть ли раскол в руководстве партии по этому вопросу?

Раскола в партии нет, тем более по этому вопросу. Идет нормальная демократическая дискуссия по персоналиям, поскольку этот регион чрезвычайно важен для партии. В партии в целом разногласия есть, идёт дискуссия и это нормально. Они носят не стратегический характер, а по текущим вопросам тактики.

Вы действительно не претендуете на пост лидера столичной организации?

Я не политик. Я бизнесмен, и пока пожертвовать своим бизнесом ради политической карьеры не готов. Я могу участвовать в политической работе, но выборами должны заниматься профессионалы.

Какая ситуация с Евгением Чичваркиным, поддерживаете ли с ним связь?

Сейчас мы не поддерживаем контактов с Чичваркиным. Он находится в сложной юридической ситуации и для него поддержание контактов проблематично. Он работает через адвоката. Судя по тому, что он пока не объявлен в розыск, какой-то процесс идет. Мы пока не ведем общественного расследования ситуации вокруг Чичваркина, поскольку сам он к нам по этому вопросу пока не обратился. Без этого, пусть и формального обращения, мы не можем начать общественное расследование.

Насколько существенной в создании партии была помощь Кремля?

Создать из трех наших партий одну было невозможно без модератора. В роли такого модератора действительно выступил Кремль, который стал площадкой для дискуссии и выработки решений по созданию правой партии. Считалось каждое место в Политсовете, распределялись региональные организации, потому, что на начальном этапе никто из нас никому не доверял. Интерес Кремля в создании "Правого дела" заключался в том, что правая партия нужна, поскольку целый блок избирателей, которые придерживаются правых взглядов, сегодня не принимают участия в голосовании на выборах. Эта часть избирателей не пойдет голосовать ни за "Единую Россию", ни за "Справедливую Россию", ни за коммунистов. Кремль осознает необходимость работы с правым электоратом. Нужна была партия, которая бы представляла правый электорат и с которой власть может вести конструктивный диалог и договариваться. Власти нужен диалог с оппозицией, а не митинги и пикеты которые предпочитают использовать непримиримые правые. С демшизой сложно выстроить компромиссную программу.

Почему объединялись три политические партии, а в итоге появилась четвертая общественная организация, объединяющая средний бизнес?

Потому что я председатель "Деловой России", организации представляющей интересы бизнеса реального, не сырьевого сектора экономики, который в основном средних размеров. А реальному бизнесу необходима политическая сила, которая бы представляла его интересы. Бизнес понимает, что нужна правая партия. Мое решение о согласии формировать новую партию было сложным. Это решение обсуждалось на Генсовете и Регсовете "Деловой России". Были не простые дискуссии. В итоге съезд проголосовал за это единогласно. "Деловая Россия" объединяет более 60 региональных отделений. В некоторых регионах они приняли активное участие в формировании партии, в некоторых отказалась входить в региональные организации "Правого дела". Это их право.

Какова главная задача "Правого дела"?

Задача максимум – создание развитого демократичного общества в России, основанного на развитом цивилизованном рынке и на эффективной рыночной социальной системе. Для этого нужно формировать Правительство. Задача минимум - попасть в следующую Государственную Думу, преодолеть 7-процентный избирательный барьер, успешное выступление на региональных выборах, которые пройдут осенью этого года во многих субъектах РФ. К мартовским региональным выборам мы уже не успели пойти списком, но уверены, что часть наших однопартийцев одержат победу по одномандатным округам.

Зачем Вам Дума, правых там нет уже несколько созывов и ничего?

С конца 1990-х годов правые не имеют представительства в Госдуме, хотя, по оценкам социологов, от 15% до 20% россиян готовы поддержать либеральные идеи. Это позволяет нам рассчитывать на преодоление 7% барьера и прохождение в Госдуму.

Правая партия нужна. Я и мои коллеги по бизнесу в этом уверены. Отношения "Деловой России" с "Единой Россией" были нормальные, нам удалось реализовать много программ. Сегодня мы вместе с "Единой Россией" создаем центр защиты собственности, поскольку у "Единой России" есть реальный ресурс воздействия на чиновников, которые пытаются наезжать на бизнес. Есть и другие направления сотрудничества. Но некоторые вопросы бизнеса с "Единой Россией решить невозможно, потому, что она - партия власти и это накладывает на них ограничения. Мы вели с "Единой Россией" работу по снижению НДС. Но власть сказала – пока нет. И партия замолкла.

Для этого нужны другие политические инструменты.

Задача "Правого дела" - доказать делом, что это именно такая правая партия, которая нужна бизнесу. Уверен, что пусть не сразу, но голос "Правого дела" будет слышен.

Означает ли это, что успешный бизнесмен Борис Титов скоро станет депутатом Госдумы?

В списках Форбс мое имя не значится, тем не менее, я считаю, что мне повезло и я достаточно успешный бизнесмен. Бизнес я начал в 1991 году и мне и моим товарищам всё приходилось развивать с нуля. Было и сегодня есть много хороших бизнес-проектов и в области химии и птицеводства и даже в Шампанском мы развиваем проект "Абрау-Дюрсо".Что касается политики - я мог бы стать депутатом от "Единой России". Несколько членов "Деловой России" стали депутатами Госдумы от этой партии. Но я не считаю себя профессиональным политиком. Я не хочу бросать свой бизнес. Мое участие в проекте "Правое дело" - это не попытка сделать свою политическую карьеру. Она меня не интересует. Я бизнесмен, который участвует в проекте по созданию партии. Чтобы бизнес имел голос в процессе создания этой партии, я согласился стать сопредседателем. Как дальше будут развиваться события, загадывать не хочу. Но пока у меня нет планов становиться депутатом Госдумы.

Почему именно сейчас необходимы правые?

Потому что у России нет другого пути как "Поворот направо". Долгие годы, с 2001 г., страна шла по сырьевому пути развития. Продавали нефть, а деньги, получаемые от экспорта, тратили на закупки всего необходимого по импорту. Для такой схемы правые были не нужны, нужны левые. Именно их задача - бороться за правильное распределение доходов. Именно поэтому у нас в последние годы такая активность на левом фланге – КПРФ, "Справедливая Россия", "Единая Россия" в жёсткой борьбе.

Теперь распределять нечего, поскольку упала цена на нефть. В декабре дефицит бюджета составил около 30%, промышленное производство упало на 20% только в январе. Сегодня стоит вопрос не о распределении, а о том, как научиться по-новому зарабатывать. Надо строить перерабатывающие заводы, развивать конкурентную среду, инновационный сектор экономики.

Мы за прошедший период не сделали самого главного – не использовали высокой конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке для развития нашего внутреннего производства, не создали условий для развития бизнеса в стране. Сейчас производить в России не выгодно, потому, что этому не способствует налоговая система, у нас высокие ставки по кредитам.

Сегодня нужны правые, потому, что только право-либеральная экономическая программа может обеспечить диверсификацию экономики.

Сейчас нужна другая стратегия – развитие широкого рынка, свободной конкуренции миллионов и малых и средних и крупных компаний, которые, проявляя свою предпринимательскую инициативу, развивали бы свой бизнес и создавали бы материальное богатство страны. Конечно, это надо было делать раньше, когда было достаточно средств.

Сырьевая модель развития базируется на 20-30 крупных компаниях. С каждой из них власть может выстраивать индивидуальные отношения, что и было в России. Это называется экономика ручного управления. Для развития массового рынка нужна другая экономическая политика – экономическая политика стимулов. Для этого надо работать со всей системой, проводить тонкую настройку экономики, создавать условия для развития бизнеса и стимулировать его социальную активность.

Министр финансов Алексей Кудрин с новой задачей не справится. Как финансист он хорошо выполнил свою задачу по сохранению ресурсов, заработанных на нефти. Но как менеджер по развитию, он не понимает главной сути.

"Деловая Россия" неоднократно представляла правительству доклады и предложения по развитию внутреннего рынка, используя имеющиеся ресурсы. Для того, чтобы российский бизнес мог конкурировать с другими странами, у него должны быть низкими издержки.

Вы призываете Кудрина к отставке?

Пока мы ведём диалог, но, похоже, у нас принципиальные разногласия. Кудрин исходит из того, что наша экономика перегрета и её надо остужать, чтобы не было инфляции. Он исходит из шаблонов монетаристской экономической теории, поэтому повышает ставку рефинансирования, тем самым, не создавая стимулов для экономического развития. Он не понимает, что те инструменты, которые работают сегодня в развитых странах, у которых ниши для инвестиций во многом исчерпаны и любой новый инвестиционный ресурс действительно создает инфляционное давление, совсем не подходят для развивающихся экономик, у которых инвестиционные ниши далеко не исчерпаны.

Россия сейчас похожа на американскую, или европейскую экономики 50-х -60-х годов. Тогда у них работали совсем другие экономические теории, например теория управляемой инфляции, а инструментами были низкие налоги и опережающее денежное предложение.

У нас сейчас как и у них тогда - экономика далеко недогрета. А инфляция не из-за давления инвестиций, а дефицитов и монополий, которые создаются практически во всех секторах экономики.

Для этого надо создать условия, чтобы в стране опять стало выгодно производить, инвестиции как внутренние, так и внешние, могли адаптироваться в стране. А это налоги, институты, промышленная политика, развитие инфраструктуры.

С эти могут справиться только правые.

Но почему с этим не может справиться правящая партия?

Как правящая партия "Единая Россия" должна привлекать на свою сторону абсолютное большинство населения страны. Поэтому их электорат – это в основном те люди, которые потребляют (пенсионеры, бюджетники, чиновники). Они заинтересованы, прежде всего, в социальных программах. Поскольку они должны удовлетворять интересы этого электората, "Единая Россия" - это социал-демократическая партия.

В какой степени Вы согласны с тем, что кризис в Россию импортирован с Запада?

Только частично. Конечно, мировой финансовый кризис оказал сильное негативное воздействие на нашу экономику. Но он только спровоцировал и усилил те глубоко отечественные проблемы, которые рано или поздно проявили бы себя.

Это - во-первых, сырьевая зависимость нашей экономики. Если для американской или китайской экономики падение цены на нефть – это оздоровление, антикризисный вектор, то для России – это вторая волна кризиса. Для нас - это возможный коллапс финансовой системы, бюджета.

Вторая проблема - растущие издержки в реальном секторе, которые привели к потере конкурентоспособности нашей экономики. Еще 1 июля 2008 года "Деловая Россия" обратилась к правительству с предупреждением об опасности дальнейшего роста издержек производства, что грозило остановке до Нового года 40% предприятий реального сектора экономики. Издержки выросли настолько, что в России стало невыгодно производить. Государство ничего не сделало для снижения ставки кредитования. Ставка рефинансирования – нормальный экономический инструмент в руках государства. Если банки получают от Центробанка кредит под 13%, то они и бизнес будут кредитовать не меньше чем под этот процент, а если сюда добавить валютную составляющую, то где-то под 20%. На Западе 5% - это уже высокая ставка кредитования. А у нас получить кредит под 11% было счастьем.

Как вы оцениваете предпринимаемые правительством антикризисные меры?

Правительство предпринимает антикризисные меры на базе того опыта, который оно получило в последние годы. Это в основном меры валютного, кредитного и финансового контроля. К сожалению, правительство в последние годы не получило необходимого опыта не финансовой, а экономической политики. Мы жили в условиях высокого дохода от нефти и развивали сырьевую модель, при которой самое главное – считать доходы, сохранять их и правильно распределять. По этой причине меры, которые уже приняты по преодолению кризиса, направлены, прежде всего, на сохранение банковской и финансовой сферы, а также крупных компаний, приносящих сырьевой доход.

Сегодня самая эффективная программа борьбы с кризисом путём поддержки реального сектора экономики реализуется в Китае. По всей вероятности, потому, что в прошлые годы они накопили успешный опыт именно экономической политики - без нефти и без сырья, они сумели создать экономику, которая конкурентоспособна в мире. Когда наступил кризис и сократился спрос на внешних рынках, Китай принял меры по наращиванию спроса на внутреннем рынке. Они объявили об огромных инфраструктурных проектах и дали на них деньги. В результате цены на металл в январе начали расти не только в Китае, но и в мире.

То, что делается у нас – это пока меры по сохранению прежней сырьевой модели. Есть только декларации о необходимости помощи бизнесу реального сектора экономики. Надо принять решения, при которых банкам было бы выгодно финансировать реальный сектор, а не переводить полученные с Центробанка день в доллары. Финансовую систему в России удалось сохранить. И это важно. Но научиться зарабатывать благодаря развитию реального сектора не удается. Пока, кроме нефти, практически нет других источников доходов.

Правильные ли шаги были предприняты по регулированию курса рубля?

Поддерживая курс рубля, Центробанк тратил доллары. При этом курс рубля падал. Если сравнить с теми странами, которые не палили доллары на поддержку национальной валюты, у них курс упал быстрее, но результат не хуже и даже лучше чем у нас. Разница только в том, что мы спалили большое количество долларов, а они нет.

Курс падает до того момента, пока не становится выгодным производить в стране. Но чтобы стало выгодно производить, надо не пытаться удержать рубль, а снижать налоги и ставки по кредитам. Тогда и курс не упадёт так глубоко.

Рубль продолжит свое падение?

Все зависит от цены на нефть. По всем прогнозам, до конца года цена нефти будет низкой. Возможно ниже 30 долларов за баррель. Есть надежды на то, что к концу года американская экономика начнет выходить из кризиса и цена на нефть возрастет. На рубль давит нефть, внутренние проблемы экономического развития.

Что предлагает "Деловая Россия"?

Чтобы заработал реальный сектор экономики надо снижать налоги. Но в условиях кризиса радикальные решения по снижению налогов обычно не принимаются. Мы говорим о том, чтобы бизнесу дали налоговый кредит. Если вы не можете довести до нас деньги сверху, то оставьте предприятиям то, что у них есть – не берите с них налоги. Мы оплатим эти налоги, но не сегодня, а через 1-2 года, после кризиса, с процентами. Те, кто захочет взять налоговый кредит, должны взять на себя обязательства не увольнять сотрудников и не сокращать фонд оплаты труда. Мы готовы помочь государству в решении социальных проблем занятости. Но для этого бизнесу необходимо дать возможность вздохнуть. Что касается ставки рефинансирования, то сейчас она составляет 13%. Мы предлагаем снизить до 5-6%. Если ставка рефинансирования снизится, то и инфляция будет ниже.

Мы считаем необходимым в условиях кризиса объявить мораторий на повышение цен в естественных монополиях (газ, электроэнергия, железнодорожные тарифы). Пусть при этом госкомпании снизят свои прибыли.

России в сложившихся условиях нужна промышленная политика, необходимо концентрировать ресурсы на тех направлениях, где можно получить экономический эффект.

Какие это направления?

Сегодня надо дать средства на стимулирование строительного комплекса. Выкуп квартир не дает ожидаемого эффекта. Единственно правильной, как нам кажется, была бы мера по стимулированию девелоперов, чтобы расшить финансовую проблему, связанную с завершением начатого и новым строительством. Государство должно дать гарантии, взять на себя риски. Государство может гарантировать для банков, которые финансируют девелоперские проекты по строительству жилья то, что оно выкупит эти квартиры по завершению строительства, если девелопер сам не найдет покупателя. Сейчас на квартиры спрос упал, и девелоперы не вкладывают деньги в строительство из-за больших рисков. Государство должно дать гарантию выкупа квартир по себестоимости с 10% надбавкой. Тогда банк даст деньги девелоперу, поскольку будет уверен в том, что хотя бы с минимальной прибылью, но он получит деньги назад.

Тогда банки начнут давать деньги, начнется строительство, заработают компании, производящие стройматериалы, вырастут цены на металлы, люди начнут получать зарплату, увеличится спрос на квартиры.

Сейчас целесообразно также поддержать сельское хозяйство.

Полагаем важной поддержку муниципалитетов. Для этого надо принять решение о том, чтобы разрешить предприятиям платить подоходный налог не по месту работы, а по месту жительства работников. Тогда появятся нормальные дороги, начнут создаваться цивилизованные условия жизни в населенных пунктах, а не только в Москве и крупных городах. Сегодня муниципалитеты живут на подачках и не имеют никакой финансовой самостоятельности.

Кризис требует сокращения бюджетных расходов. Где бы Вы сэкономили?

Надо прекратить внешне красивые, но малоэффективные масштабные проекты, типа острова Русский к саммиту АТЭС в 2012 году. Ничего не случится, если этот саммит пройдет в более скромной обстановке - на берегу. Строить мост стоимостью в миллиарды долларов для того, чтобы провести форум АТЭС в условиях кризиса вряд ли разумно. Это было возможным тогда, когда у нас были сверхдоходы от нефти. Сейчас их нет, и не будет в ближайшее время. Есть еще ряд масштабных проектов, таких как программа Урал Заполярный, где, как в дыре, могут пропасть огромные средства, так необходимые для подъема реальной экономики.

Надо сокращать расходы на госаппарат как минимум на 30%. Чиновники на сегодняшний день – это самые незанятые люди.

Сейчас предприятия вынуждены сокращать своих сотрудников, чтобы не разориться. Насколько мне известно, ни одна госкорпорация пока не объявила о сокращениях штатов.

Как отреагировала "Единая Россия" на ваше предложение создать межпартийный антикризисный штаб?

Мы ждем от них ответа. Они обсуждают эту тему.

Как Вы оцениваете предложение "Единой России" о повышении минимального порога доходов с 20 до 60 млн. рублей малых предприятий, позволяющих им платить налоги по упрощенной схеме?

Если оно будет реализовано, это немного облегчит ситуацию. Увеличится количество предприятий, подпадающих под упрощенную систему налогообложения. Но надо понимать, что наши малые предприятия – это в основном торговые ларьки. Теперь под это попадут и небольшие магазины. Но малых предприятий в сфере реального производства единицы. В этом смысле малый бизнес достиг пика роста. Те сектора, который он мог занять, он занял. Пока мы не отойдём от сырьевой модели, не предпримем шаги к реальной диверсификации, в результате у нас не появится спрос со стороны реального сектора экономики, новые виды малых предприятий развиваться не будут.

Еще было предложение освободить от налогов на год малые предприятия, которые откроются в 2009 году.

Это ничего не даст. Дело в том, что малые предприятия легко открываются и легко закрываются. Они будут перерегистрироваться каждый год. Это создает почву для махинаций. Мы предлагаем все малые предприятия вообще освободить от налогов. Они должны только купить лицензию на право ведения бизнеса.

Что делать с безработицей?

Чтобы уменьшить сокращения персонала, государство должно реализовать программу по поддержке реального сектора экономики среднего и малого бизнеса. Можно платить пособия по безработице. Тогда люди будут отдыхать, тратить государственные деньги, и не спеша искать себе работу. А можно сохранять их на предприятиях, чтобы не утратить профессиональный ресурс и как всё наладиться после кризиса опять начать наращивать производство. Для этого нужно помочь бизнесу – сократить издержки.

Ведь условно у каждого предприятия все издержки делятся на внешние и внутренние.

Внешние издержки не зависят от предприятия. Это - цена на сырьё, кредиты. Внутренние - это те которые управляются самим предпринимателем – затраты на инвестиции, персонал, текущие расходы. Поскольку в условиях кризиса возникает угроза остановки, предприятие сокращает, прежде всего, те издержки, которые зависят от него – это легче всего. Оно перестает покупать новое оборудование, и сокращает персонал. Если государство поможет по внешним издержкам, то предприятию не надо будет особо заниматься сокращением внутренних издержек. Если им дадут рассрочку в уплате налогов, им необязательно сокращать персонал.

Успех борьбы с кризисом лежит, прежде всего, во взаимодействии государства и бизнеса.

СПРАВОЧНО:

Титов Борис Юрьевич

Председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия",

сопредседатель партии "Правое дело", председатель совета директоров ЗАО "Абрау-Дюрсо".

Родился 24 декабря 1960 года. Окончил в 1983 г. МГИМО по специальности международные экономические отношения. Во время учебы в институте работал переводчиком испанского языка, в том числе в 1983 г. в Перу.

Карьера: С 1983 по 1989 гг. работал во внешнеторговом объединении "Союзнефтеэкспорт", государственной компании по экспорту нефти и нефтепродуктов. Специализировался на поставке продуктов нефтехимии и технических масел в Латинскую Америку и на Дальний Восток. В 1989 г. прервал государственную карьеру и по 1991 г. работал начальником департамента химии частного совместного советско-голландского предприятия "Юралс", г. Москва. В 1991 г. совместно с рядом российских и английских партнёров создал собственную компанию по торговле а затем и инвестициям в логистику и производство продукции нефте- и газохимии Solvalub LTD, London (Solvents and Lubricants) ( www.svl.com ), которая в дальнейшем переросла в инвестиционно-промышленную "SVL – group of companies". В 1996 г. была создана российская дочерняя компания группы SVL — ОАО "Интерхимпром", которая одной из первых в России была зарегистрирована в качестве финансово-промышленной группы. 2001—2002 гг. - президентом ЗАО "Агрохимическая корпорация "Азот", совместного предприятия группы компаний SVL и ОАО "Газпром", которая стала одним из крупнейших в России производителей минеральных удобрений. В 2002 г. после продажи акций в АК "Азот" вернулся на должность Председателя правления группы компаний "SVL", где и работает по настоящее время. Группа компаний "SVL" специализируется на проектном управлении инвестиционными производственными активами в России. В настоящее время она управляет собственными активами и активами клиентов в таких сферах как производство химических волокон, базальтохимия, агрохимия, сельское хозяйство(производство мяса птицы). Одним из последних проектов группы стало приобретение пакета акций и управление национальным производителем классического шампанского "Абрау-Дюрсо".

Общественная деятельность:

С 6 октября 2000 г. по 30 сентября 2005 г. - вице-президент, член бюро правления РСПП;

С 18 июля 2002 г. по июль 2006 г.- председатель объединенной комиссии по корпоративной этике при РСПП.

В 2003 г. избран сопредседателем, а 21 мая 2004 г. председателем "Деловой России".

С 2006 г по 2009 г. - член Общественной палаты РФ.

Член совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; член совета при президенте РФ по развитию информационного общества в РФ; член ряда советов и комиссий при Правительстве РФ; член научно-консультативного совета при Генпрокуратуре РФ. Председатель российской части российско-китайского Делового совета, председатель правления Некоммерческого партнерства "Координатор рынка газа".

Женат, имеет сына и дочь. Увлечения: подводное плавание, сквош.

Беседовал Михаил Шевцов