"Миллионер" всем ребятам пример. Фото

В Голливуде прошла 81-я церемония вручения главных кинонаград Америки. Триумфатором "Оскара" объявлен "Миллионер из трущоб"

Фото: Reuters

Москва. 23 февраля. INTERFAX.RU - Вручение премии "Оскар-2009", по давно сложившейся традиции, прошло в кинотеатре "Кодак". Эта была 81-ая церемония вручения кинонаград, которая должна была в очередной доказать, что "Оскар" не теряет своей былой популярности. Последние несколько лет, правда, не сулили премии ничего хорошего. Например, несмотря на все старания организаторов, юбилейная церемония награждения в прошлом году заинтересовала на миллион зрителей меньше, чем за год до этого. И не помогали ни знаменитый комик в качестве ведущего, ни с помпой организованные торжества. Почему зрители начали пренебрегать столь значимым кинособытием, сказать с полной уверенностью нельзя, но предположения напрашиваются сами собой. Из года в год решения киноакадемии вызывали множество протестов и возражений в мире кино, а сами церемонии зачастую превращались в бенефис неудавшихся комиков с шутками ниже пояса.

В этом году было очевидно, что от результата работы организаторов "Оскара" зависит, по меньшей мере, его репутация и будущее. Поэтому особенно интересно было наблюдать, какие появились нововведения. И если решения киноакадемиков снова не смогли удивить особой дальновидностью, то организаторы отработали на хорошую "четверку". По крайней мере, событие, которое состоялось в ночь на понедельник, престало напоминать балаган. Впрочем, ярмаркой тщеславия "Оскар" не перестанет быть никогда.

Мюзикл вместо камеди

На роль ведущего церемонии пригласили австралийского актера Хью Джекмана. Можно было даже подумать, что именно его нужно благодарить за то, как сильно изменился характер вручения премии. Первую и главную благодарность он заслужил за то, что не шутил. То есть не так. Он шутил, конечно, все-таки речь идет о Штатах, где без этого пришлось бы туго. Но все эти прописанные в сценарии шутки были немногочисленными, приличными и более или менее смешными.

Это сразу расставило все по своим местам. Перестало казаться, что все эти леди и джентльмены, сидящие в зале в бриллиантах и изображающие манекены лучших мировых дизайнеров, ошиблись дверью и пришли в прокуренный кабак, где со сцены неумело шутят растрепанные неудавшиеся комики. Напротив, свет софитов, красная ковровая дорожка, разряженные в пух и прах звезды, золотые статуэтки и прочие шикарные оскаровские особенности стали соответствовать происходящему на сцене.

А Хью Джекман делал все, что мог, в прямом и переносном смысле. А может он неплохо петь и танцевать. Вообще, он не раз участвовал в мюзиклах, в числе которых, например, "Красавица и чудовище". Поэтому именно мюзиклы стали визитной карточкой "Оскара-2009". И все музыкальные номера с участием Джекмана выглядели более чем достойно и могли, пожалуй, понравиться даже тем, кто мюзиклы не любит всеми фибрами своей души. Кажется, американскому шоу этого как раз не хватало: помпезности, ярких костюмов, песен, профессионального балета и неплохих голосов.

Полюбившийся всем и ставший героем не только ночных кошмаров, но и больших и малых сцен, финансовый кризис тоже не был забыт. И во вступительном номере, на который якобы не хватило денег у организаторов, Джекман пел среди декораций, взятых, словно из школьного театра. Можно сказать, что это было даже мило, учитывая то, что спел он о наболевшем, то есть о каждом фильме, претендовавшем на звание лучшего. Он не забыл ни о Бенджамине Баттоне, ни об индийском мальчишке-миллионере, ни об экс-президенте США Никсоне, ни о Харви Милке. Еще Хью спел, что фильм "Чтец" он посмотреть не успел. Стало интересно, означало это то, что организатором совестно было шутить над серьезной картиной или, попросту, они так умело замаскировали элементарную нехватку воображения.

Загадочная история миллионера из трущоб

Что касается воображения, то режиссер-постановщик доказал свой профессионализм во время шоу, которое было сделано с большим вкусом.

А вот киноакадемия похвастаться воображением как не могла раньше, так не может и сейчас. По крайней мере, некоторые решения могли показаться совсем уж неоправданными даже рядовому зрителю.

Как это часто и случается, награды киноакадемии распределились отнюдь не равномерно. Триумфаторами вечера стали "Загадочная история Бенджамина Баттона" Дэвида Финчера и "Миллионер из трущоб" Дэнни Бойла. И это при том, что очевидного лидера среди картин 2008 года не было.

В номинации "Лучший фильм" наряду с вышеназванными боролись еще картины "Харви Милк", "Чтец" и "Фрост/Никсон". А в других номинациях фигурировали такие знаковые фильмы как "Сомнение" с Мэрил Стрип, "Подмена" с Анджелиной Джоли, "Борец" с Микки Рурком, "Темный рыцарь" вообще был номинирован восемь раз. И это, если не говорить о таких кинособытиях как "Вики Кристина Барселона", "Замерзшая река", "Залечь на дно в Брюгге" или "Дорога перемен".

Уж среди перечисленных картин можно было выбрать что-то достойное. Но о том, что киноакадемики мыслят несколько однобоко, стало ясно уже тогда, когда были объявлены пять лучших фильмов.

Надо заметить, что на общем фоне истории про Баттона и про трущобы выглядят, прямо скажем, не самым выгодным образом. Гораздо более достойным кажется фильм "Фрост/Никсон", где Фрэнк Лангелла создал выдающийся образ американского президента Никсона и, наверняка, стал его прообразом на долгое время. В этом фильме поражает то, что должно было бы быть нормой хорошего киноискусства. Это актерская игра, глубина образов, созданных Майклом Шином и Фрэнком Лангеллой. Это драматическая история, которая заметна только ее участникам – журналисту Фросту и президенту Никсону. История о нравственном выборе президента между бесконечными политкорректными оправданиями и чистосердечным признанием, которое обеспечит полный карьерный крах. Это и история дерзкого журналиста, ведущего ток-шоу, который пошел к Никсону на интервью только ради славы и признания. Он из-за своего тщеславия поставил на карту и карьеру и благосостояние, и репутацию и чуть не проиграл битву.

Наряду с этой картиной большой интерес вызывает фильм "Чтец". Это совершенно другое кино о любви юноши к зрелой женщине в послевоенной Германии. И едва ли его можно назвать мелодрамой. Это драма социальная, которая задает множество вопросов о выборе человека. О выборе женщины, которая работала в Освенциме и с легкой руки посылала на смерть сотни людей, и которая при этом рыдала от сентиментальных романов.

Все это значительно интереснее истории жизни заурядного человека, который был бы вообще никому не интересен, если бы не родился стариком и не молодел всю жизнь. И все это драматичнее и глубже, чем сказка про индийского миллионера-везунчика.

Но судьба в лице киноакадемиков распорядилась иначе. "Загадочная история Бенджамина Баттона" получила три "Оскара". Еще, по меньшей мере, восемь наград ушли создателем "Миллионера из трущоб", который все-таки сделал даже малолетнего старикашку Питта.

"Миллионер" не только стал лучшим фильмом года, но получил "Оскара" за лучшую режиссерскую работу, за лучшую песню и лучшее музыкальное сопровождение, за лучший монтаж звуковых эффектов, за лучший монтаж, лучшую операторскую работу и лучший адаптированный сценарий.

Больное воображение русского человека не могло бы представить иного развития событий, кроме того, что создатели "Миллионера из трущоб" отвалили киноакадемикам кругленькую сумму, чтобы столько раз выходить на сцену.

Надо сказать, что оскароносным стал и фильм "Харви Милк", который попал в главную номинацию вообще по какому-то недоразумению или недосмотру. Фильм оказался скучным, затянутым, малоинформативным, но зато напичканным заявлениями о проблемах равенства всех и каждого. Это был госзаказ, не иначе. Картина о первом политике, открыто заявившем о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, взяла "Оскара" за лучший оригинальный сценарий. А лучшим актером стал Шон Пенн за роль этого самого Харви Милка.

Торжество справедливости или случайность?

Впрочем, с некоторыми решениями киноакадемии мы не могли не согласиться. Главной радостью вечера стал "Оскар", который наконец-то получила Кейт Уинслет за роль в фильме "Чтец". Она переплюнула всех: и Мэрил Стрип, и Энн Хэтэуэй, и Анджелину Джоли. И сделала она это не на самой церемонии награждения, и не на "Золотом глобусе", где тоже была признана лучшей. Она это сделала раньше, еще на съемках фильма, где сыграла одну из лучших своих ролей.

Нельзя не порадоваться и за лучший анимационный фильм "ВАЛЛ-И", ставший достоянием студии Pixar.

Ну, и, вполне заслуженно, "Загадочная история о Бенджамине Баттоне" получила приз за лучший грим. А фильм "Герцогиня" - за лучший дизайн костюмов.

Нельзя оставить без внимания и награду за лучшую мужскую роль второго плана, которая посмертно досталась Хиту Леджеру за роль Джокера в фильме "Темный рыцарь". За актера награду получала его семья.

Итоги таковы…

Звездная семья Джоли-Питт не получила ни одной награды, зато со своими заготовленными речами сидела на первом ряду. Зеленые сережки Джоли, можно сказать, стали украшением церемонии.

Наш анимационный фильм Константина Бронзита "Уборная история - любовная история" "Оскара" не получил, зато получил неплохую pr-кампанию. Тимур Бекмамбетов и его кино "Особо Опасен" тоже поборолись за премию, пусть только в номинациях, касающихся звука.

И пусть эта церемония прошла без особых экстраординарных событий, все логично встало на свои места.

В номинации за "Лучшее исполнение женской роли второго плана" победительницей стала испанская актриса Пенелопа Крус, которая получила "Оскар" за свою работу в фильме Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона".

В номинации "Лучшая короткометражная анимационная лента" награду получил мультфильм "Дом из маленьких кубиков", а "Лучшей художественной короткометражкой" "Оскара" стала "Страна игрушек".

"Лучшим оператором" по версии "Оскар" стал Энтони Дод Мэнтл за работу в фильме "Миллионер из трущоб". Статуэтку ему вручали Натали Портман и Бен Стиллер в образе "отошедшего от дел" Хоакина Феникса. Для тех, кто не в курсе, Феникс сейчас носит бороду, темные очки и клеит жевательную резинку на шоу Дэвида Леттермана. И еще занимается хип-хопом.

В номинации "Лучший короткометражный документальный фильм" "Оскара" получила лента "Улыбка-Пинки", а в категории "Лучший полнометражный документальный фильм" победила картина "Канатоходец".

За лучший монтаж звука награды удостоилась лента "Бэтмен: Темный рыцарь.

Картина японского режиссера Йодзиро Такита "Отбытие" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" обошла на повороте картины "Вальс с Баширом" израильского режиссера Ари Фолмана, обласканный критиками многих стран, "Класс" французского кинематографиста Лорана Канте, а также ленты "Реванш" (Австрия) и "Комплекс Баадер-Майнхофа" (Германия).

Между тем, выдвинутая от России на соискание золотой статуэтки лента Анны Меликян "Русалка" в этом году не вошла в шорт-лист претендентов на "Оскара".

Надеяться на то, что какой-то российский фильм окажется номинантом или обладателем "Оскара" в следующем году, не будем. Чтобы не сглазить и не расстраиваться. Видимо, надеяться на то, что решения киноакадемиков станут более взвешенными, тоже не стоит. Так что нам остается наблюдать, как раскрученный до невозможности "Миллионер из трущоб" гребет лопатой кассовые сборы и смотреть фильмы 2009 года, дабы можно было делать прогнозы на "Оскар-2010".

Обозреватель Светлана Гильдюк

Новости