Юрлица-должники должны стать невыездными
Главный судебный пристав Москвы, руководитель городского Управления ФССП России Фердауис Юсупов рассказал "Интерфаксу" об успехах службы, проблемах и громких делах
Москва. 22 февраля. INTERFAX.RU - О проблемах, достижениях и недостатках в работе столичных судебных приставов рассказывает в интервью "Интерфаксу" Главный судебный пристав Москвы, руководитель городского Управления ФССП России Фердауис Юсупов.
На недавней коллегии ваше управление подверглось серьезной критике со стороны руководства службы. Вы согласны с ней?
К сожалению, действительно наша структура - единственная в стране из территориальных управлений не справилась с плановыми заданиями, которые устанавливаются руководством службы. Причин здесь много - как организационного, кадрового, так и технического формата. Именно их нерешенность, на наш взгляд, не способствовала качественному выполнению поставленных задач. Хотя, справедливости ради надо сказать, что управление способно справиться с теми обязанностями, которые возложены на него. Главное, чтобы у нас были устранены препятствия, которые мешают эффективной работе. Это, прежде всего, отсутствие информационного ресурса, доступа к базам данных, что, кстати, есть в других регионах.
Тем не менее, у нас были не только упущения, но и определенные результаты. В частности, в консолидированный бюджет перечислено около 8 млрд рублей, в интересах юридических и физических лиц взыскано свыше 29 млрд рублей. Так что определенный позитив, конечно же, есть, но меня, как руководителя, который знает предмет, знает организацию деятельности, полностью не устраивает то, как выстроена система структурно и организационно. В первую очередь это касается количества исполнительных производств, которые возбуждены нашими приставами. Ну не может быть в пятнадцатимиллионном городе всего 656 тыс. исполнительных производств. Полагаю, что их должно быть не менее 2-3 млн. Если сравнить с той же Кировской областью, где я работал до недавнего времени, при населении 1 млн 400 тыс. человек там в прошлом году имелось около 700 тыс. исполнительных производств. Вот и спрашивается, куда деваются все дела в Москве? А ведь судов, уполномоченных органов (налоговики, ГИБДД) в столице побольше и работают они с полной отдачей. И потому неправильно, что на сегодня приставы в Москве имеют самую низкую в стране нагрузку.
Что касается первоочередных мер, которые мы собираемся принять для улучшения работы службы, то прежде всего это приближение приставов к населению. Ведь просто непозволительно, когда люди выстраиваются в длинные очереди, сталкиваются с откровенным хамством со стороны отдельных сотрудников службы, не могут получить то, что им положено по закону, по решению суда. Далее, необходимо кардинально улучшить показатели исполняемости судебных решений. Считаю, что в Москве вполне реально довести ее до 85%. По факту, у нас сейчас 67%.
Если позволите, о так называемых громких делах. Расскажите о них.
У нас есть девять исполнительных производств, которые находятся на особом контроле у директора федеральной службы и о которых я еженедельно отчитываюсь. Среди них - погашение налоговой задолженности "ЗИЛ"а, которая исчисляется миллиардами рублей. Это и снос ряда значимых объектов, тот же гаражный комплекс в Некрасовке (ЮВАО) - там, как известно, по решению суда должна быть освобождена земельная площадь под жилищное строительство, которая в настоящее время занята гаражами, а их надо снести более 600. Здесь же снос незаконных построек на Карамышевской набережной. Все это так называемые резонансные, я бы сказал скандальные дела, которые широко освещались и освещаются в СМИ. А по большому счету, для нас нет разницы - громкие это или не громкие дела. Мы должны обеспечить безусловное исполнение решения суда, не выходя за рамки правового поля.
Как показал себя в столице такой рычаг давления на должников, как запрет на выезд за границу?
Что касается нашумевшего ограничения на выезд должников, то скажу сразу, это очень эффективная мера. По Москве в прошлом году было вынесено около 7 тыс. подобных решений. Это небольшая цифра по меркам мегаполиса, но нам удалось таким образом заставить должников исполнить решение суда. В первую очередь, это касается злостных алиментщиков, тех, кто длительное время уклонялся от выплаты налогов и других платежей. Кстати говоря, считаю, что как достаточно эффективная данная мера должна применяться не только в отношении физических лиц, но и юридических, которые уходят от уплаты налогов. К сожалению, ситуация пока нормативно не прописана, хотя речь идет о сотнях миллионов и миллиардов рублей, которые не поступают в бюджет. Потому, полагаю, эта тема должна стать предметом серьезного разговора.
Вы упомянули так называемые скандальные дела. Самое свежее из них ситуация вокруг отселения зданий фонда Ролана Быкова. Ваших подчиненных обвиняли в том, что они чуть ли не применяли силу, вышвыривали людей на улицу.
Наши приставы действовали четко, строго в рамках закона, никакого насилия или превышения полномочий не было. Этот процесс находится под моим личным контролем. Я вообще не сторонник каких-то силовых акций, насильственного выселения, ведь все можно сделать по-нормальному. Если говорить более конкретно по этой ситуации, то там все близится к завершению, отселено порядка 70% площадей.
А что будет с известным кинотеатром "Ролан"?
Насколько я знаю, между представителями этого учреждения и Росимуществом, которое является собственником здания и соответственно взыскателем, идут переговоры. Думаю, все будет разрешено в разумных пределах.
Руководство ФССП неизменно заявляет о важности борьбу за чистоту рядов. А как обстоя дела у вас? Каковы масштабы коррупции?
Естественно, меня как руководителя очень беспокоит эта проблема. Возглавляю я управление относительно недавно - с сентября прошлого года. За этот период задержаны за взятки семь приставов, причем шестеро - по нашей информации. Это в прошлом году. Еще четыре человека задержаны в этом году. Кроме того, в следственные органы мы передали материалы для возбуждения уголовных дел по должностным преступлениям в отношении порядка пяти сотрудников.
Я обратился к руководству ФССП с просьбой усилить оперативную составляющую борьбы с этим злом. Понятно, что взяточничество - позорное явление. Нечистые на руку сотрудники как "щипачи", иначе я их не могу назвать, сильно дискредитируют нашу службу, и мы будем во взаимодействии с МВД, ФСБ бороться с ними беспощадно.
Беседовал Борис Геворкян