"Ведомости" узнали о планах Сбербанка и ВТБ создать региональную авиакомпанию на базе Utair

Перевозчика выбрали из-за огромных долгов, с которыми тот вряд ли сможет расплатиться

Москва. 10 января. INTERFAX.RU - Региональная авиакомпания, проект которой по поручению правительства прорабатывают Сбербанк и ВТБ , может быть создана на базе Utair, пишет газета "Ведомости" в четверг.

"Рассматривается вариант забрать для этого проекта Utair путем конвертации долга перед Сбербанком в акции", - отмечает издание, ссылаясь на источники, "знающие об этом от сотрудников госбанков", и человека, близкого к руководству Utair.

Вариант "забрать" Utair возник потому, что у нее огромные долги, прежде всего перед Сбербанком, авиакомпания едва ли сможет расплатиться, передал один из собеседников газеты позицию банкиров. К тому же Минтранс на одном из недавних совещаний по долгам Utair заявил, что есть указание президента РФ не банкротить авиакомпании, говорит участник совещания.

Но использовать Utair в проекте можно и без получения доли в ней, а просто заключив соглашение о перевозках, говорят два собеседника "Ведомостей". Последний вариант был бы прозрачнее. Перевозчика для проекта тогда можно было бы отобрать по конкурсу, есть и другие претенденты помимо Utair, объясняют они.

Сбербанк и ВТБ предпочли бы партнерские отношения с будущим региональным перевозчиком - разработку модели бизнеса, кредитование, лизинг, но если понадобится и будет указание сверху, то станут и акционерами, уточняет другой собеседник. При этом создание авиакомпании с нуля означает большие невозвращаемые потери: надо законтрактовать минимум три самолета, нанять для них экипажи (по 5-6 на каждый) и бортпроводников и только тогда подать заявку в Росавиацию на сертификат эксплуатанта, рассмотрение может занять от полугода, добавляет он.

"Банки рассматривают различные варианты, модель еще прорабатывается, поэтому преждевременно комментировать какие-либо детали", - заявил представитель ВТБ. В Сбербанке и Utair от комментариев отказались. Конкретных предложений от банков по участию в региональном проекте в какой-либо форме еще не было, уточняет близкий к Utair источник.

Долги Utair

Utair должна 11 банкам по двум синдицированным кредитам 38,6 млрд руб. Из них почти треть приходится на Сбербанк. Два других крупнейших участника синдиката - банки "Траст" (около 35%) и "Россия" (около 20%). Госбанк выдал компании кредит и напрямую - на 17,4 млрд руб. На Сбербанк, таким образом, приходится примерно 30 млрд руб., свыше половины банковского долга авиакомпании. Все кредиты выданы в 2015 г. ВТБ в число кредиторов не входит.

Погашение кредитов должно начаться в 2020 г., до этого Utair надо только выплачивать проценты. Но 20 декабря 2018 г. она допустила технический дефолт, не перечислив кредиторам около 1 млрд руб. по одному из синдицированных кредитов. Эти средства необходимы для операционной деятельности, объяснила авиакомпания. Она также попросила синдикат о реструктуризации обоих кредитов. Представитель "Траста" от комментариев отказался, "России" - не ответил на запрос "Ведомостей". Кредиторам о варианте перехода Utair к Сбербанку не сообщалось, говорит сотрудник банка-кредитора.

Utair - четвертая по величине авиакомпания в России после группы "Аэрофлот" , S7 и "Уральских авиалиний", в 2018 г. перевезла 7,9 млн пассажиров. В парке перевозчика 50 магистральных судов Boeing и 15 региональных ATR-72. Крупнейшие акционеры Utair - созданная структурами "Сургутнефтегаза" компания "АК-инвест" (50,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%). Представители "Сургутнефтегаза" и региональных правительств на запросы "Ведомостей" не ответили.

Новости