Дело Политковской: оправдать и отпустить
Коллегия присяжных Московского окружного военного суда единодушно оправдала обвиняемых по делу об убийстве Анны Политковской. Генпрокуратура РФ уже заявила о намерении обжаловать вердикт
Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Коллегия присяжных в Московском окружном военном суде вынесла единодушно оправдательный приговор обвиняемым по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. Присяжные посчитали недоказанной вину обвиняемых в убийстве Политковской двух братьев Ибрагима и Джабраила Махмудовых и обвиняемого в организации преступления бывшего сотрудника МВД РФ Сергея Хаджикурбанова.
Коллегия присяжных также оправдала Хаджикурбанова и подполковника ФСБ РФ Павла Рягузова по обвинению в превышении должностных полномочий в отношении потерпевшего Эдуарда Поникарова. Присяжные признали недоказанным тот факт, что Поникарову были причинены телесные повреждения, а также то, что у него вымогались деньги. На 19 вопросов из 20, которые были поставлены перед присяжными, они ответили оправдательным решением, посчитав недоказанной вину подсудимых. Вместе с тем коллегия присяжных признала доказанным сам факт убийства Политковской.
Все обвиняемые были в зале суда освобождены из-под стражи. Адовкат заявил, что они через суд намерены требовать компенсации за уголовное преследование. "Такой иск обязательно будет заявлен, потому что этих ребят долго держали за решеткой, ни за что - ни про что истязали", - сказал журналистам в четверг защитник одного из обвиняемых Мурад Мусаев.
Подполковник ФСБ Павел Рягузов заявил, что готов участвовать в дальнейшем расследовании дела, если ему позволят. "Если мне позволят, то буду", - сказал он журналистам, отвечая на вопрос о том, намерен ли он принимать участие в дальнейшем расследовании дела Политковской. Ранее, выступая в суде с последним словом, он заявил, что поиск преступников по данному делу является для него теперь "целью жизни".
Генпрокуратура РФ намерена обжаловать оправдательный вердикт коллегии присяжных по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской."Естественно, мы будем обжаловать вердикт в связи с нарушениями, допущенными в ходе судебного заседания", - заявила "Интерфаксу" прокурор по делу Юлия Сафина.
Представители потерпевших заявляют, что обжаловать оправдательный вердикт не будут. "Нами принято решение не обжаловать приговор, основанный на оправдательном вердикте коллегии присяжных", - заявила "Интерфаксу" адвокат семьи Политковской Карина Москаленко. Она сообщила, что данный вопрос обсуждался с потерпевшими, и было принято такое решение.
Ход процесса
Процесс по делу об убийстве Политковской начался в суде в ноябре прошлого года. За это время сторона обвинения изложила доказательства, которые, по мнению прокуроров, свидетельствуют о причастности подсудимых к совершению преступления. Адвокаты, со своей стороны, считают, что доказали их полную непричастность.
В том числе, обвинение продемонстрировало присяжным записи видеокамер наружного наблюдения, которые зафиксировали выход предполагаемого убийцы из подъезда дома Политковской на Лесной улице в Москве. Следствие считает, что человек, выходящий из подъезда - это Рустам Махмудов, брат подсудимых, объявленный в розыск.
Следственные органы утверждают, что Дж.Махмудов подвез на машине непосредственного исполнителя убийства к дому Политковской, а его брат Ибрагим отслеживал маршрут журналистки и в нужный момент оповестил братьев о ее подъезде к дому.
Государственные обвинители, подтверждая этот тезис следствия, предъявили суду присяжных детализацию телефонных переговоров (биллинг) братьев Махмудовых, которые они вели 7 октября 2006 года - день убийства Политковской. Согласно этим документам, оба брата, находясь недалеко от дома Политковской, созванивались между собой в промежуток времени, когда было совершено убийство.
Махмудовы не смогли вспомнить и пояснить, что делали 7 октября 2006 г. неподалеку от дома Политковской, однако они отметили, что не раз просили следователей вывезти их на место преступления для проверки показаний.
Кроме того, сторона защиты обратила внимание суда на то, что детализации телефонных переговоров Ибрагима и Джабраила Махмудовых отличаются друг от друга. Так, во входящих звонках одного зафиксировано 6 звонков от брата, а в исходящих звонках звонившего - на два звонка меньше. Для разрешения противоречий суд запросил новую детализацию из телефонной компании, и уже в новых данных недостающие звонки появились. Адвокат одного из братьев Мурад Мусаев назвал это "работой над ошибками", высказав мнение, что "новая детализация была "доработана". Аналогичная ситуация произошла и с биллингом самой АПолитковской.
Также адвокат обратил внимание на то, что согласно обвинению Ибрагиму и Джабраилу вменяется слежка за Политковской в течение нескольких дней - 3, 5, 6 и 7 октября 2006 года. Однако, согласно все той же детализации телефонных разговоров, за исключением 7 октября, братья ни разу не появились в районе дома журналистки в указанные дни, а также их пути никак не пересекались с маршрутом передвижения журналистки.
В части видеокадров, зафиксировавших предполагаемого убийцу, адвокаты подсудимых обратили внимание суда на то, что по комплекции объявленный в розыск Р.Махмудов отличается от человека на кадрах. В подтверждение своих слов защитники продемонстрировали видеозапись с телефона Дж.Махмудова, на которой его брат Рустам - невысокий, грузный человек - виден в полный рост. В то же время на кадрах камер наружного наблюдения зафиксирован худощавый человек.
В ходе процесса один из свидетелей - Лом-Али Гайтукаев, дядя братьев Махмудовых, осужденный по другому делу, давая показания в суде, заявил, что от следователей ему стало известно о сумме в 2 млн долларов, заплаченных за убийство Политковской.
Проводя параллель, сторона обвинения огласила из материалов дела ряд доверенностей на управление несколькими иномарками, которые были выданы обвиняемому в организации убийства Хаджикурбанову. Представители прокуратуры пояснили, что спустя месяц после убийства Политковской он пользовался сразу несколькими иномарками.
Среди транспортных средств, на управление которыми была выдана доверенность Хаджикурбанову, значился мотоцикл "Ямаха", который, как выяснилось в суде, принадлежал адвокату Черникову, являющемуся одним из защитников в данном процессе. Сам Хаджикурбанов пояснил, что это были не его машины, а людей, которые ему выдавали доверенности.
Прокуроры также сообщили, что проходящий в рамках дела по другому эпизоду - похищению предпринимателя Эдуарда Поникарова - бывший сотрудник ФСБ Павел Рягузов в декабре 2006 года приобрел машину более чем за 1 млн 700 тыс. руб. "Боюсь, что этот автомобиль уже не числится за мной. Я не могу платить за кредит, пока нахожусь в тюрьме. Он был приобретен в кредит", - парировал подсудимый.
В ходе заседаний прокуроры огласили показания Рягузова, которые он дал на стадии следствия. Согласно этим показаниям, к нему в сентябре 2006 г. обратился знакомый - бывший глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев (ранее привлекался по делу, однако все обвинения с него были сняты) с вопросом, может ли он установить адрес женщины. Рягузов тогда сказал, что узнал адрес, а впоследствии с сомнением предположил, что Хаджикурбанов уточнял, передавал ли он этот адрес Бураеву.
При этом уже в суде Рягузов отказался от данных показаний, заявив, что тогда согласился подтвердить предложенную версию, иначе следователи ему грозили лишением свободы сроком на 15 лет за похищение человека. Он рассказал, что после согласия с него сняли обвинение в похищении человека.
2006 год
Обозреватель "Новой газеты" А.Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где она проживала. Согласно материалам дела, журналистка была убита из пистолета, найденного на месте преступления, который был переделан из газового в огнестрельный. Как сообщил ранее официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, обвинение в убийстве журналистки предъявлено трем фигурантам - С.Хаджикурбанову, а также братьям Д. и И.Махмудовым. Еще одному фигуранту - бывшему сотруднику ФСБ П. Рягузову - предъявлено обвинение в совершении ранее совместно с С.Хаджикурбановым преступлений, предусмотренных статьей 286 и статьей 163 УК РФ ("превышение должностных полномочий и вымогательство").
В ходе следствия также была установлена непричастность ряда фигурантов к убийству А.Политковской, в связи с чем уголовное преследование в отношении этих лиц было прекращено. Между тем, из уголовного дела об убийстве А.Политковской в отдельное производство было выделено дело в отношении предполагаемого непосредственного исполнителя убийства Рустама Махмудова и других лиц.