Назад в будущее!

Италия отмечает сто лет с момента зарождения футуризма. Возраст "прообраза искусства будущего" звучит в наши дни как насмешка, но наблюдения корреспондента interfax.ru, сделанные в Милане, показывают, что все серьезно и актуально по сей день

Фото автора

Москва. 18 февраля. INTERFAX.RU - В этом году в Италии проходит масштабное празднование столетия со дня написания манифеста футуризма. Манифест был опубликован 20 февраля 1909 года в газете "Фигаро" и подписан поэтом Филиппо Томмазо Маринетти. В нем Маринетти призывал молодых художников искать новые пути к самовыражению, а чтобы дело двигалось быстрее, следовало начать с отмены старых. Например, разрушить все музеи, перестать чувствовать жалость и любовь и всецело отдаться проводнику в будущее - техническому прогрессу.

Футуризм не случайно появился именно в Италии - на родине эпохи Возрождения и в самом сердце католицизма. Здесь до сих пор ощущается мощнейшее влияние этого культурного бэкграунда на все сферы деятельности людей. И не удивительно, что в какой-то момент в среде художников и поэтов произошел резкий поворот в сторону, ставший в последствии основой для множества течений современного искусства ХХ века. Правда, в Италии этот поворот стал правым, в отличие от, скажем, России, где футуризм - синоним революционного искусства. Маринетти, бывший в близких отношения с Муссолини, вместе с друзьями считал фашизм одним из самых прогрессивных явлений современности и всячески способствовал его развитию в Италии.

Несмотря, на всю противоречивость личности Маринетти, его вклад в развитие мирового искусства более чем очевиден. И все главные культурные события в Италии в этом году посвящены именно футуризму. Одно из них - выставка в миланском Палаццо Реале (Palazzo Reale) "Футуризм 1909-2009". На ней выставлены работы всех крупнейших итальянских футуристов ХХ века из собраний множества местных, и не только, музеев.

Зритель попадает в футуристический контекст еще на улице: рядом с Дуомо, великим миланским собором, возвышается инсталляция "Toy Building n.1". Ее автор - Итало Рота, самый футуристичный дизайнер архитектурного агенства MADEexpo, сделал гигантский объект по рисунку Джакомо Балла, а американский музыкант DJ Spooky озвучил эту инсталляцию в духе экспериментов с шумами футуриста Лиуджи Руссоло. В самом же музее представлены практически все направления итальянского футуризма.

Работы Умберто Боччони (включая его знаменитую скульптуру "Уникальные формы непрерывности в пространстве"), живопись Джино Северини, Марио Сирони, Луиджи Руссоло, графика Джакомо Баллы, скульптуры Ренато Ди Боссо, театральные декорации, костюмы, живопись Фортунато Деперо, аэроживопись Тато (Гульельмо Сансони), декоративное искусство и керамические изделия мануфактуры Бальди - это далеко не полный список выставленных художников в Палаццо Реале.

Каждая часть выставки сопровождается цитатами из манифестов футуристов разных лет. Кураторы решили представить работы в хронологическом порядке: от периода "Манифеста футуризма" зритель переходит к "Техническому манифесту футуристической живописи" и так далее, вплоть до "Манифеста аэроживописи", ставшему последним в истории итальянского движения. Эту выставку с уверенностью можно назвать уникальной - не часто можно проследить за развитием главного художественного течения прошлого века на примере его главных участников, выставленных здесь в таком количестве.

Вечером, на площади Палаццо Реале, начинает работать видеоинсталляция групп Luci Futuriste и Il Suono della Guerra dei Suoni. На королевский дворец проецируется видео, из колонок гремит футуристическая поэзия, вся площадь перед Дуомо наполняется шумами и звуками. Филиппо Маринетти, наверняка был бы доволен, насколько массовыми стали его художественные идеи, хоть и стали служить другим, гуманистическим целям.

Выставка "Футуризм 1909-2009" продлится до 7 июня, Палаццо Реале, Милан

Обозреватель Артем Ушан

Новости