ФНС отстояла в Верховном суде ограниченное применение налоговой амнистии

Москва. 21 ноября. INTERFAX.RU - Долги по налогам, образовавшиеся у граждан и индивидуальных предпринимателей до 1 января 2015 года, но обнаруженные налоговыми органами после этой даты, нельзя списать по "президентской" амнистии, решила в среду судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) Верховного суда (ВС) РФ, сообщает корреспондент "Интерфакса" из зала суда.

В споре индивидуального предпринимателя Наиля Гаязова и МИФНС №14 коллегия отменила постановление кассации, решившей, что дата обнаружения задолженности не влияет на возможность применения амнистии.

Причиной для разбирательства между предпринимателем и инспекцией стала неоднозначность трактовок закона о налоговой амнистии, спешно появившегося после ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в декабре 2017 года. Конфликт возник в мае 2015 года, когда налоговики доначислили Гаязову 7,82 млн рублей налогов, 4,71 млн рублей штрафов и пеней, а затем попытались взыскать их за счет его имущества.

Эти решения налоговых органов предприниматель безуспешно оспаривал в первой инстанции и апелляции. Но в кассации получил шанс на освобождение от долгов. К этому моменту вступил в силу закон, разрешающий списать налоговые долги граждан и ИП, образовавшиеся до 1 января 2015 года. Со ссылкой на него Арбитражный суд Поволжского округа отправил спор на новое рассмотрение.

Это постановление налоговая служба оспорила в ВС РФ. По ее мнению, кассация ошиблась, так как амнистия не распространяется на долги, о которых налоговые органы узнали после 1 января 2015 года. Иначе уклоняющиеся от уплаты налогов и сдачи декларации получат преференции, объясняла инспекция.

Эту позицию представители ФНС отстаивали и в ходе судебного заседания в ВС РФ в среду. По их мнению, амнистия касалась только той недоимки, которая уже имелась на лицевых счетах налогоплательщиков. Иное бы стимулировало последних утаивать налоговые обязательства, не платить в надежде на то, что они когда-нибудь будут списаны, говорил замначальника отдела рассмотрения судебных споров в Конституционном суде РФ и ВС РФ правового управления ФНС Александр Матвиенко.

Амнистия применима к рассматриваемому случаю, не соглашалась представитель предпринимателя Регина Нурмухаметова. Подход налоговиков она считала некорректным, поскольку применение амнистии ставится в зависимость от действий налоговых органов - успели ли они до 31 декабря 2014 года закончить проверку за предыдущие периоды или нет. В результате одни налогоплательщики имеют право на амнистию, а другие - нет. "Одному повезло, другому - не повезло", - сказала она.

Судья Татьяна Завьялова поинтересовалась у Нурмухаметовой, можно ли говорить о равенстве с точки зрения добросовестного налогоплательщика, который все оплачивал, если другой этого не делал, но был освобожден от долгов. В ответ Нурмухаметова заметила, что в рассматриваемом случае ситуация другая. "Гаязов не скрывался от налогового органа, - пояснила она. - Его сняли с [единого налога на вмененный доход] и доначислили налог на доход физлиц".

После продолжительного совещания коллегия СКЭС ВС РФ решение кассации отменила, оставив в силе решения первой и второй инстанций.

Новости