Дума одобрила основные направления денежно-кредитной политики на 2019-2021 годы

Москва. 21 ноября. INTERFAX.RU - Госдума на заседании в среду одобрила представленные ЦБ основные направления единой денежно-кредитной политики РФ на 2019-2021 годы.

Документ, подготовленный Банком России, опирается на два макроэкономических сценария. Базовый сценарий предусматривает среднегодовую цену на нефть в 2018 году на уровне $72 за баррель, в 2019 году - $63/барр., в 2021 и 2020 годах - $55/барр. В сценарий с неизменными ценами заложена среднегодовая цена на нефть в 2018 году на уровне $72/барр., в 2019-2021 годах - $75/барр.

Инфляция в обоих сценариях в 2018 году прогнозируется на уровне 3,8-4,2%, в 2019 году ожидается ее рост до 5,0-5,5% на фоне повышения НДС и произошедшего ослабления курса рубля, в 2020-2021 годах - ее возвращение к цели в 4,0%.

ВВП РФ, по прогнозу ЦБ, в 2018 году в обоих сценариях вырастет на 1,5-2,0%, в 2019 году в базовом сценарии увеличится на 1,2-1,7%, в сценарии с неизменными ценами - на 1,5-2,0%. Предполагается, что рост экономики РФ в 2020 году в обоих сценариях составит 1,8-2,3%, в 2021 году - 2,0-3,0%.

ЦБ также предусмотрел рисковый сценарий, который допускает снижение цены на нефть в 2019 году до $35 за баррель. В этом же сценарии регулятор ожидает падения ВВП в 2019 году. Сценарий, по мнению ЦБ, может реализоваться при совпадении комплекса негативных факторов: существенного расширения внешнеторговых ограничений, ухудшения макроэкономической ситуации в странах с развивающимися рынками и повышения оттока капитала из них, дальнейшего расширения международных санкций в отношении России.

В ходе выступления глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков отметил, что ЦБ в последнее время сокращал инструменты рефинансирования кредитных организаций, что не оправдано. "Я понимаю, что в условиях профицита ликвидности не было спроса на средства ЦБ, но для того, чтобы направлять ресурсы на структурную перестройку, на реализацию национальных проектов, должны быть специнструменты ЦБ, которые бы имели меньшую процентную ставку. За счет этих специнструментов можно бы было прокредитовать проекты, которые бы обеспечили диверсификацию нашей экономики", - сказал депутат. Он также отметил, что ЦБ мог бы более активно взаимодействовать с Минсельхозом в части допуска кредитных организаций к финансированию и кредитованию сельхозпредприятий.

Аксаков также обратил внимание на различие прогнозов ЦБ и правительства: "Такая просьба к ЦБ, чтобы они публиковали методологию своих расчетов, в том числе и для рынка это важно, чтобы они могли такие же прогнозы сами же просчитывать, и потом на основе прогнозов могли бы выстраивать свою политику".

В ходе выступления глава финансового комитета высказал свое мнение относительно того, что правительство могло бы принять во внимание позицию ЦБ по такому вопросу, как повышение НДС. "Я считаю, что с одной стороны, действительно ЦБ и правительство очень многие вещи сейчас здорово координируют, которые позволяют обеспечить стабильность на рынке, но вот повышение НДС - (это) и торможение экономического роста, с одной стороны, и это вклад в инфляцию, которую ЦБ должен подавлять, в том числе методами жесткой денежно-кредитной политики. На мой взгляд, здесь ЦБ мог бы сказать веское слово, удерживая от таких шагов, которые не работают на развитие экономики", - сказал А.Аксаков.

Глава комитета по экономической политике Госдумы Сергей Жигарев обратил внимание депутатов и главы ЦБ на намерение Банка России продолжить реализацию стратегии выхода из применения специальных инструментов рефинансирования в среднесрочном периоде. "Учитывая, что в условиях нестабильной экономической ситуации указанные инструменты все же оказывают точечное положительное воздействие на приоритетные сферы экономики, комитет считает возможным рекомендовать ЦБ отложить выход из применения специнструментов рефинансирования на ближайшие 2-3 года", - сказал глава комитета. Он также отметил, что приостановка Центробанком покупки иностранной валюты для Минфина по итогам 2018 года будет способствовать ощутимому снижению профицита ликвидности. "Однако если отложенные покупки валюты будут возвращаться в полном объеме в период 2019-2021 годов, то это вновь может привести к значительному росту профицита ликвидности", - сказал Жигарев.

"Что мне кажется недостаточным в основных направлениях - это то, что не учитываются риски глобального мирового эконмического кризиса, связанные с экономической политикой, проводимой США. Возникает диспропорция, которая обязательно ударит по миру", - предупредил глава комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров.

Новости