"Девушка, которая застряла в паутине": хакер, триллер, АНБ

В российский кинопрокат выходит драйвовая, но спорная история о спасении мира

Кадр из фильма

Москва. 8 ноября. INTERFAX.RU - В российский прокат выходит фильм "Девушка, которая застряла в паутине", экранизация книг про неоднозначную героиню, девушку-хакера Лисбет Саландер, - драйвовая, но спорная история о спасении мира с феминистской ложкой в бочке разборок мировых спецслужб.

Изначально Саландер придумана шведским писателем Стигом Ларссоном. Она являлась главным женским персонажем трилогии "Миллениум" о детективе-журналисте Микаэле Блумквисте и, собственно, самой девушке-хакере. Приключения Саландер уже переносились на широкий экран - сначала дерзкую хакершу сыграла Нуми Рапас в шведской экранизации, потом был снят телесериал по трилогии книг, а затем Дэвид Финчер представил новую версию героини в визуальном воплощении Руни Мара.

"Девушка, которая застряла в паутине" - первая экранизация одноименного бестселлера Давида Лагеркранца, который продолжил серию "Миллениум" Ларссона. По сюжету Лисбет решает помочь ученому из АНБ выкрасть его проект у американцев, представляющий угрозу всему миру, если тот попадет не в те руки. Взявшись за интересное поначалу задание, хакерша оказывается вовлеченной в круговорот интриг. У нее не только отбирают полученные данные, но еще и уничтожают квартиру. На пути мщения ей предстоит найти пропавшего ученого с помощью Микаэля Блумквиста, спасти юного сына ученого, вернуть украденное, а еще столкнуться с собственными призраками прошлого.

Ответственным за экранизацию назначили уругвайского режиссера Феде Альвареса, у которого в копилке фильмы ужасов вроде "Не дыши" или "Зловещие мертвецы: Черная книга". Вместе с оператором Педро Луке у них получилась идеальная Скандинавия, от которой даже через экран веет холодом: вездесущий снег, дремучие леса, нордически строгая архитектура с преобладанием стекла и бетона, четкость и лаконичность линий.

На этот раз главную женскую роль исполнила британская актриса Клэр Фой. Она уже зарекомендовала себя в качестве серьезной драматической актрисы по роли Елизаветы II из сериала "Корона", а также в этом году зрители наблюдали ее на экранах в качестве робкой жертвы в триллере Стивена Содерберга "Не в себе" и уверенной жены Нила Армстронга в "Человеке на Луне".

Начинается фильм в прямом смысле с истоков - зрителей знакомят с юной Саландер, которая играет в шахматы со своей сестрой. В состязании двух разительно непохожих девочек кроется внутренний конфликт - это противостояние характеров, образа мыслей и действий. Саландер сбежит от садиста-отца и будет бороться за существование, а младшая сестра останется и затаит обиду.

Вообще, соперничество женских сущностей - между собой ли, или с противоположным полом, - становится главным лейтмотивом фильма. Тут и женская солидарность (Лисбет в свободное от хакерства время мстит мужчинам-садистам, помогая их несчастным женам или партнершам), и уже классическое girl power (неужели вы все еще думаете, что девочки чего-то не умеют?).

Но в борьбе за актуальными тенденциями режиссер упускает скрытые возможности фильма. Например, у Сверрира Гуднасона (Микаэль Блумквист) непозволительно мало экранного времени. Его герой только лишь оттеняет персонаж Саландер, уходя на второй план. Вместо того, чтобы иметь возможность обыграть их отношения и пролить свет на некоторые особенности характера нелюдимой Лисбет.

В итоге на экране красуется независимая Саландер, которая на "ты" с квантовым шифрованием, готовая взломать систему безопасности аэропорта, но, по всем законам жанра, оказывающаяся одинокой и, по сути, все еще маленькой девочкой.

Кроме того, уже упомянутая сестра Лисбет в первых сценах картины оказывается очевидным спойлером - фильм становится не детективной историей с антагонистом-загадкой, а семейной драмой с довольно классическим набором штампов.

Таким образом, фильм получается своеобразным перезапуском франшизы - знакомые герои в новом визуальном воплощении, в новых обстоятельствах, решающие стандартные для детективного боевика задачи. И, благодаря совокупности всех факторов, картина стала похожей не столько на самостоятельный фильм серии, сколько на пролог к нему.

Новости