Главный психолог Минздрава: пора сделать вопрос о нужности психолога в школе риторическим
Юрий Зинченко рассказал, как не поддаваться паническим настроениям после инцидента в Керчи и можно ли предотвращать такие события
Москва. 18 октября. INTERFAX.RU - Президент Российского психологического общества, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России Юрий Зинченко рассказал корреспонденту "Интерфакса" Анне Синевой о том, как не поддаваться паническим настроениям после инцидента в колледже в Керчи, и о том, можно ли предотвращать такие события.
- Как общество и пострадавшие реагируют на такие события, возможен ли рост панических настроений?
- Переживание этой ситуации часто сопровождается психической и психологической травмой. Сам факт переживания подобных событий - это уже достаточно большой риск в части развития психических отклонений или даже заболеваний.
Это из ряда вон выходящая ситуация, не то, к чему мы готовы и привыкли. С другой стороны, эта ситуация - часть жизни. Важно, насколько мы подготовили к такой ситуации учителей, родителей, учеников. Это зависит от психологической компетенции учителя, психологической культуры родителя и психологической подготовленности школьника. Если мы создадим технологии совладания с ситуацией стресса, возможностью переживать, прорабатывать и преодолевать такие экстремальные психологические препятствия, то получим резистентность, сопротивляемость школьников, учителей, всего общества к подобным ситуациям. Надо научиться преодолевать такие инциденты. С одной стороны, мы воспринимаем это как огромную трагедию. С другой стороны, переживание подобных вещей должно сопровождаться деятельностью по сохранению психического здоровья, психологического благополучия детей, школьников, всего подрастающего поколения.
- Достаточно ли психологов работает на месте?
- Там работают психологи МЧС, сотрудники факультета психологии МГУ, работающие на кафедре экстремальной психологии. Количества тех, кто направлен, в принципе, достаточно. Психологи МЧС научились оценивать необходимое количество специалистов-психологов, которых нужно задействовать для работы с пострадавшими, родственниками, преподавателями, которые перенесли это.
Важно еще чтобы те, кто работал со СМИ, действовали профессионально, не предоставляли информацию, которая хаотично поднимает общую тревожность или, не дай бог, сеет панику.
- Можно ли говорить о психических отклонениях совершившего это нападение человека?
- В каждом конкретном случае необходимо индивидуально разбираться, насколько поведение было ситуативным, реактивным или же следствием какого-то отклонения или заболевания. Невозможно ответить на этот вопрос, пока не будут проведены все необходимые экспертные действия, тщательно и досконально изучены все факты.
- Как вы считаете, можно ли что-то изменить, предотвратить подобные инциденты? Это ведь далеко не первое происшествие...
- Это к вопросу, нужен ли психолог в школе. Мы это все время обсуждаем. Может, пора уже этот вопрос в риторический превратить? Понятно, что один психолог не волшебник. Нужна система психологического сопровождения образования, психологические службы, профессионально подготовленные психологи, нужно поднимать психологическую компетентность и культуру учителей, всех. Нужно принимать системные решения в этом направлении. Они требуют ресурсов, времени, но, может быть, хватить откладывать эти шаги и начинать действовать.