Спикер парламента Турции: мы находимся в Сирии не для оккупации

Бинали Йылдырым рассказал о положении дел в контролируемой Турцией сирийской зоне деэскалации Идлиб

Бинали Йылдырым
Фото: Zuma/ТАСС

Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - Спикер парламента Турции Бинали Йылдырым рассказал в интервью дипломатическому корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой о положении дел в контролируемой Турцией сирийской зоне деэскалации Идлиб, планах Анкары относительно продления своего присутствия в Сирии, а также о том, окажет ли колебание курса турецкой лиры влияние на совместные с Россией проекты в сфере энергетики.

- Господин Йылдырым, как вы оцениваете текущий уровень межпраламентского сотрудничества с Россией? Какие темы планируется обсудить со спикером парламента РФ Володиным в ходе его визита в Турцию?

Об уровне развития российско-турецких отношений вам известно. В частности, за последние 15 лет значительный прогресс отмечается в двустороннем сотрудничестве, имеются реальные результаты работы. Созданный нами Совет сотрудничества высшего уровня организационно структурировал двусторонние отношения. В позитивном ключе продвигается торгово-экономическое взаимодействие. Мы настроены на дальнейшее развитие наших отношений. Проекты "Турецкий поток" и АЭС "Аккую" имеют важное значение с точки зрения диверсификации наших связей в энергетической сфере. Бьются рекорды в туризме. Россияне отныне первые в спиcке наиболее часто посещающих Турцию иностранных туристов.

Межпарламентские связи также должны накладываться на позитивную картину двустороннего сотрудничества. Мы работаем в этом направлении. Так, чтобы организационно оформить наши отношения в этой сфере, мы работаем над реализацией идеи по формированию Совместной комиссии высшего уровня между ВНСТ и Федеральным собранием России.

Достаточно интенсивно развиваются межпарламентские контакты, причём высокого уровня. Созданное по инициативе Турции, России и Южной Кореи Совещание спикеров стран Евразии – результат нашей работы. Осуществляются обмены делегациями по линии Комитетов по международным делам. С началом работы Меджлиса нового созыва планируем активизировать деятельность межпарламентской группы дружбы.

Господин Володин, представляя Россию, принял участие в церемонии инаугурации Президента. По этому случаю в ходе встречи мы обстоятельно обсудили вопросы нашего сотрудничества. Совещание спикеров стран Евразии также позволит встретиться и рассмотреть двусторонние отношения. Будучи представителями наших народов, мы продолжим вносить вклад в развитие российско-турецких отношений посредством парламентской дипломатии.

- Турция является одной из стран-гарантов перемирия в Сирии и контролирует зону деэскалации в сирийском Идлибе, и на Турцию в рамках сочинских соглашений возложена задача размежевать умеренную оппозицию и террористов. Есть ли прогресс в этом процессе, и удастся ли к 15 октября вывести из этой зоны террористические группировки, если ли их согласие на это? И куда их планируется выводить?

- Между Турцией и Россией был подписан Меморандум о стабилизации обстановки в идлибской зоне деэскалации. Совместно с Российской Федерацией наша страна приняла на себя ряд обязательств по реализации настоящего меморандума. Российская Федерация принимает необходимые меры по недопущению нападения на Идлиб, Турция выполняет обязательства по размежеванию радикальных террористических групп, гражданского населения и умеренной оппозиции, а также выводу первых из демилитаризованной зоны.

Мы максимально заинтересованы в том, чтобы своевременно заработали и были реализованы все аспекты идлибского меморандума. Турция проводит необходимую работу по выполнению взятых на себя обязательств. Здесь наблюдается определенный прогресс.

Воплощение в жизнь меморандума требует совместной работы Турции и России. В этой связи контакты с Россией продолжаются. В ходе экспертных переговоров двух стран обсуждаются вопросы реализации меморандума, включая вывод из демилитаризованной зоны радикальных террористических групп.

Мы рассчитываем, что международное сообщество, в особенности, страны-гаранты астанинского формата, для безболезненного завершения этого чувствительного процесса обеспечат выполнение сирийским режимом условий меморандума.

Продемонстрированная в ходе сочинского саммита президентами Турции и России совместная воля открывает новое окно возможностей на пути достижения цели политического урегулирования в Сирии. Чтобы в полной мере оценить и воспользоваться этой возможностью, нам с Российской Федерацией важно работать в конструктивном ключе и на политическом треке.

- Выступает ли Турция за территориальную целостность Сирии и когда будет готова передать под юрисдикцию Дамаска северные и северо-западные районы, находящиеся под контролем турецких военных? Означают ли заявления турецкого руководства о планах создать дополнительные зоны безопасности к востоку от реки Евфрат, что Анкара хочет расширить свое присутствие в Сирии?

- Нашими первостепенными задачами остаются сохранение территориальной целостности и политического единства соседней Сирии, а также противодействие исходящему из этой страны терроризму для того, чтобы остановить продолжающееся в ней более 7-ми лет кровопролитие, ликвидация обусловленных сирийским конфликтом угроз безопасности и стабильности нашей страны и региона.

Свою решимость в вопросе препятствования распространению терроризма на наших границах и в прилегающих к ним районах мы продемонстрировали операциями "Щит Евфрата" и "Оливковая ветвь". В связи с этим мы внимательно следим за развитием событий на востоке от Евфрата.

Принимая во внимание протяженность сухопутной границы между нашими государствами, которая составляет 911 километров, и родственные связи с нашим южным соседом, немыслимо было бы оставаться безучастными перед лицом происходящих там трагических событий. Наши усилия, направленные против террористических элементов в приграничном нам регионе, служат как уничтожению угроз национальной безопасности нашей страны, так и защите территориальной целостности Сирии и сохранению ее политического единства.

- Возможно ли, что Турция сохранит свое присутствие в Сирии как минимум еще на год?

- Основанием присутствия нашей страны в Сирии является ликвидация обусловленной конфликтом угрозы безопасности и стабильности нашей страны и региона, а также сохранение территориальной целостности и политического единства Сирии.

Турция не претендует на территории других государств. В нашей славной истории мы никогда не выступали в роли колонизаторов. Мы находимся в Сирии не для оккупации, а для борьбы с террором и помощи сирийским братьям.

Наша конечная задача заключается в том, чтобы политическое решение конфликта было найдено на основе Резолюции 2254 (2015) Совбеза ООН, а также в соответствии с законными правами и нуждами сирийских братьев.

Наша страна ни у своих границ, ни за ее пределами никогда не позволит создать пристанище террористов. В этом направлении Турция, не ограничиваясь временными рамками, предпримет все необходимые на её взгляд действия.

- Намерена ли Турция сохранить свою приверженность контракту с Россией по закупке С-400, несмотря на оказываемое со стороны США давление и обещание санкций странам, приобретающим российское оружие? Планирует ли Турция продолжать и расширять военно-техническое сотрудничество с Россией?

- Мы абсолютно открыто говорили о своей позиции в вопросе поставок оборонной продукции, включая C-400. Все принятые нами решения в этой связи полностью обусловлены потребностями Турции в продукции ВПК и её национальными интересами.

Более того, выбор государствами систем вооружения опирается на суверенные решения, основанные на национальных оценках и расчетах. Это факт, который приводится лидерами многих государств, а также Генеральным секретарем НАТО.

Для нас принципиально важно обеспечивать согласованность боеспособности и общей работы Вооружённых сил Турции с союзниками по НАТО. Вместе с тем, другой существенный принцип – это возможность реализации суверенной воли Турции на отстаивание национальных интересов без каких-либо ограничений или внешнего контроля.

Вопрос с поставками С-400 продвигается в таком ключе.

- Сейчас наблюдается падение турецкой лиры из-за чего даже потребители сокращают закупки газа, что ведет к падению газового рынка Турции. Не окажется ли в этой связи проект "Турецкий поток" в зоне риска в этот непростой момент для турецкой экономики? Ставит ли турецкая сторона на фоне обвала курса лиры вопрос о пересмотре цен на газ с тем, чтобы сохранить имеющийся объем потребления?

- Мы наблюдаем за попытками распространить некие не имеющие отношения к действительности сценарии кризиса, вызванного экономической атакой против нашей страны. Хотел бы подчеркнуть, что фундаментально структура и институты турецкой экономики остаются чрезвычайно надёжными, а также отметить, что, в частности, с точки зрения макроэкономических показателей, экономика Турции находится в значительно лучшем положении, нежели многие страны еврозоны.

В этой связи хотел бы особенно подчеркнуть, что экономические атаки, которым подверглась наша страна, никак не отразились на работе по проекту "Турецкий поток", ставшему знаковым для российско-турецкой дружбы и сотрудничества.

Проект "Турецкий поток" состоит из двух ниток, каждая мощностью в 15,75 млрд м3, протянутых по дну Чёрного моря. Первая нитка газопровода предназначена для Турции, вторая - для нужд европейских потребителей. Перед нами стоит задача к 2019 году выйти на операционную деятельность и начать поставки газа в Турцию. Планируется, что природный газ, который будет поставляться из России по трубопроводу "Турецкий поток", заменит поставки газа, идущего по Западному коридору.

Кроме того, хотел бы обратить ваше внимание на то, что заключаемые на поставку природного газа контракты долгосрочные, краткосрочные курсовые колебания не будут оказывать влияние на ценообразование.

В конечном счёте, Турция и Россия совершенно чётко настроены на завершение работ по "Турецкому потоку", работа идёт самыми высокими темпами.