Страна нездоровых
В России две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания и лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно назвать здоровыми
Москва. 11 февраля. INTERFAX.RU - Здоровье российских детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, вызывает все больше беспокойства. И это, мягко говоря: по сути, впору бить тревогу, поскольку положение вещей выглядит просто удручающим. Число практически здоровых детей с каждым годом неуклонно снижается, а тех, кто страдает хроническими заболеваниями, становится все больше. Многие специалисты уже говорят о национальной трагедии России и с ними трудно не согласиться, поскольку речь идет о целом поколении. Нездоровом поколении.
В последнее время появилось такое понятие, как "школьные болезни", которое отражает влияние среды внутри учебного заведения на здоровье учащихся. В Минобрнауки РФ отмечают рост заболеваемости детей до 14 лет, в результате чего почти половина российских школьников (около 7 миллионов) имеет "ослабленное здоровье".
"Две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых", - сообщила сегодня на заседании коллегии в Минобрнауки директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Алина Левитская, уточнив, что это данные Минздравсоцразвития. Она добавила, что общая заболеваемость в России детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16%, юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%, а число детей 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению в школе, превышает 32%. "Из 13,4 миллиона детей школьного возраста более половины (53%) имеют ослабленное здоровье", - подчеркнула Левитская.
Hа состояние здоровья детей значительное влияние оказывают генетическая предрасположенность к заболеваниям, неблагоприятные социальные и экологические условия, а также и школьные факторы риска, связанные с неудовлетворительными условиями обучения, нерациональной организацией учебного процесса, низкой двигательной активностью. Кроме того, один из факторов риска - несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.
"Значительные по объему информационные нагрузки и постоянный дефицит времени являются ведущими факторами невротизации, особенно в начальной школе", - рассказала директор департамента. По ее данным, наибольшие нарушения выявляются в тех школах, где применяются усложненные варианты учебных программ.
"Увеличенная учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика, а это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания", - пояснила Левитская. По ее мнению, перегрузки детей и информационная избыточность ведут к трудностям в усвоении программного материала, снижению успеваемости, а значит, к ухудшению здоровья школьников. В этой связи, отметила директор департамента, необходимо реформировать деятельность Службы практической психологии в школе.
Говоря о повышенных нагрузках, отдельной темой можно отметить период, когда дети и подростки подвержены стрессам наиболее сильно. Речь идет о поре экзаменов. В частности, в последнее время периодически звучат мнения о том, что ЕГЭ связан с большой психологической нагрузкой на детей, поскольку это для них новая форма. Между тем в в Рособрнадзоре уверены, что Единый государственный экзамен не вредит здоровью.
"Никаких особенных стрессов, приводящих к изменениям здоровья, к суицидам среди школьников, на сегодняшний день, на данном этапе, нет", - заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова на коллегии в Минобрнауки, посвященной сохранению и укреплению здоровья школьников. По ее словам, экзаменационная пора всегда была особенным периодом и выделялась из всего образовательного процесса, но данных о том, что именно ЕГЭ как новая форма аттестации приводит к стрессам, пока не звучало.
В частности, она обратила внимание на то, что никто из участников коллегии, на которой выступали представители сферы образования, Минздравсоцразвития, института возрастной физиологии Российской академии образования, не упомянул о влиянии ЕГЭ на здоровье детей.
"Я ни в одном из выступлений не услышала, что в течение последних восьми лет, когда проходил эксперимент по ЕГЭ, наблюдались бы какие-то изменения с точки зрения устойчивости выпускников в связи с изменением формы государственной итоговой аттестации", - заметила Глебова.