Герцогиня несчастная

Красивая и грустная история жизни герцогини Девонширской с Кирой Найтли и Ральфом Файнсом в роли скупого на эмоции мужа. Костюмированная мелодрама – жанр не ко многому обязывающий, но сравнивать "Герцогиню" все-таки есть с чем

Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - На юную Джорджину из окна поглядывает герцог Девонширский, по канонам XVIII века двух встреч было вполне достаточно, чтобы брачный союз был одобрен и приведен в исполнение. Джорджину привозят в новый дом, где вольготно и свободно чувствует себя только любимая охотничья свора хозяина. В первую ночь суровый герцог (Файнс) при помощи ножниц расправляется с корсетом, а попытку Джорджины (Найтли) завести более или менее уместный светский разговор прерывает почти командой "в постель". Так начинается семейная жизнь герцогини.

Обладательница пытливого ума, как будто бы несвойственного женщинам того времени, Джи, довольно сдержанно, но все-таки удивляется собственным наблюдениям за мужем. И многое ей с самого начала не нравится. Например, внимательное и ласковое отношение к собакам и мелькающие в интерьерах голые ягодицы заплаканных служанок.

Образ жизни и привычки герцог после женитьбы менять не собирается, это и должна понять герцогиня. Материнская консультация, а роль матери в фильме исполняет полная достоинства Шарлотта Рэмплинг, практически ничего не разъясняет. Череду "что происходит" и "я не понимаю" дополняет появление незаконнорожденной девочки Шарлотты, которая остается в доме и становится Джорджине дочерью.

"Детский вопрос" был жесткой условностью в патриархальных семьях, курица не птица, девочка не наследник. Считалось, что в "неудачах", то есть в том, что в герцогской семье одна за другой появляются девочки, повинна была Джи. От домашнего насилия и "принуждения к худому миру и зачатию" герцогиня спасалась в театре, на балах, дружбе с Шериданом и политическими деятелями. С женской дружбой ей не слишком повезло. Мать троих сыновей и такая же замужняя страдалица Бесс Фостер (Хейли Этвелл) сначала получив приют в герцогском доме, чуть позже перебирается в постель герцога и становится такой же бесправной, но отнюдь не бесплотной помехой в и без того дрянных отношениях законных мужа и жены.

Развитие событий движется по известному драматическому маршруту, следующей остановкой в котором становится появление у герцогини любовника из дружественного ее политическим взглядам лагеря вигов. С Греем у Джорджины не то страсть, не то серьезные чувства единомышленников, над чем, кстати, разумно и цинично иронизирует герцог. Появится от этой страсти и дитя, девочку на рассвете отправят в семью любовника. Так вот, ничему кроме смирения героиня Киры Найтли, по версии режиссера Сола Дибба, научится так и не смогла. Образ, безусловно, тяжелого и непримиримого домостроевца, сменившего гнев на милость, удался Ральфу Файнсу несравненно лучше.

Если вы не испытываете безотчетного и необъяснимого влечения к внешности Найтли, то смотреть "Герцогиню" стоит только ради Файнса. А про особенности династического брака, сплетни, интриги, роскошь и богатство, парики и мушки гораздо остроумнее высказалась София Коппола в своей "Марии-Антуанетте".

Обозреватель Полина Грибовская

Новости