Павликовский и Годар: ностальгия, война и революция

В Каннах показали участвующих в основном конкурсе "Холодную войну" Павликовского и "Образ и речь" Годара

Режиссер фильма "Холодная война" Павел Павликовский в Каннах
Фото: Zuma/ТАСС

Москва. 12 мая. INTERFAX.RU - Два фильма основного конкурса 71-го Каннского кинофестиваля показали на Лазурном берегу в один день. Это черно-белая музыкально-ностальгическая лента "Холодная война" Павла Павликовского и новая картина легендарного Жан-Люк Годара.

Оскараносный режиссер Павликовский продолжает рассказывать истории в черно-белом цвете. На этот раз он перенес на экран сюжет любовной драмы между польскими дирижером, пианистом Виктором и певицей, танцовщицей Зулой на фоне холодной войны и железного занавеса. Герои работают в одном коллективе - он играет и дирижирует, она поет народные песни и танцует. Сначала в Польше, где им мешают местные спецслужбы, потом на гастролях в Берлине, Югославии, Париже. Волею судеб герои оказываются разлучены, но чувства между ними не угасают, а временные трудности не могут стать преградой. Пусть иногда они и воюют между собой.

Цензура, партийная парадигма Польши сменяются джазом и воздухом свободы Парижа. Народные польские песни - ритмами Коула Портера и рок-н-роллом. Но оказывается, что антураж совершенно не важен для настоящих влюбленных. И квадратный формат фильма словно намекает, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Павликовский снял настоящую лирическую поэму, визуально уникальную ретро лав-стори. В которой лаконичный язык подчеркивает трансформации эпох.

Неоднозначный фильм французского мэтра Жан-Люк Годара "Образ и речь" был противоречиво встречен публикой. На пресс-показе около 30 журналистов ушли с сеанса, а на титрах слышались весьма сдержанные аплодисменты.

Полуторачасовой фильм представляет собой рефлексию на тему войны, смерти, революции. Визуальным рядом служит нарезка из кадров предыдущих картин Годара, сцен из лент мирового кинематографа длительностью от двух до десяти секунд. Это не только художественные черно-белые немые фильмы, но и мультфильмы, среди которых "Том и Джерри", или документальные кадры.

В первой части ленты очень много сюжетов, связанных с Россией - битва при Бородино, фрагмент эфира с логотипом канала "Культура", кадры из фильма "Край" Алексея Учителя и так далее. Отдельное внимание режиссер обращает на живописные работы - картины мастеров Возрождения, импрессионистов.

Свет играет большую роль в "Образе и речи". Значительная часть сцен из фильмов намерена была засвечена автором или прошла такую цветокоррекцию, которая делает их похожими на полотна вышеупомянутых импрессионистов. При этом некоторые кадры показаны один поверх другого, призывая зрителей становиться невольными подопытными кинематографического теста Роршаха.

Что касается звука, то и здесь основатель "новой волны" кинематографа не обошелся без экспериментов. Голос в кинотеатре идет то из колонок с левой, то с правой стороны. Иногда две разных звуковых дорожки накладываются друг на друга, создавая немыслимую многоголосную какофонию.

С субтитрами Годар тоже не стал церемониться. На международных фестивалях фильмы транслируются в оригинале с субтитрами на английском и на языке принимающей страны. В картине "Образ и речь" некоторые сцены на французском идут без субтитров или с опозданием.

Закадровый текст читает сам Годар - тоном умудренного опытом учителя, рассказывающим сказку. Что в некотором плане заставляет зрителей стать учениками, которые внимают словам мэтра.

Новости