"Лето" Серебренникова: Рок-н-Цой

В Каннах показали фильм "Лето" о Викторе Цое, который вошел к конкурсную программу фестиваля

Музыкант Роман Билык, актеры Ирина Старшенбаум, Тео Ю и директор Каннского кинофестиваля, режиссер Тьерри Фремо (слева направо) на премьере фильма "Лето" режиссера Кирилла Серебренникова
Фото: AP/ ТАСС

Москва. 11 мая. INTERFAX.RU - На Каннском кинофестивале в рамках конкурсной программы показали фильм "Лето" режиссера Кирилла Серебренникова, который находится под домашним арестом. Это красочный необычный байопик с превосходным саундтреком и почти идеальным актерским составом.

Несмотря на то что режиссер не смог лично представить фильм, незримо он все же присутствовал в Каннах - по красной ковровой дорожке перед премьерой съемочная группа прошлась с баннером "Kirirll Serebrennikov", а гости показа принесли свои плакаты с именем Серебренникова или надели футболки с надписью "#freekirill".

Из-за контекста, в котором монтировался фильм (Серебренников делал это уже находясь под арестом), и нынешнего "заточения" режиссера, западная публика стремится везде найти предпосылки ущемления творцов и тоталитаризма. Но при всем желании превратить "Лето" в политическое высказывание не получится. Исполнительница главной женской роли Ирина Старшенбаум (жена Майка Науменко Наталья) на пресс-конференции фильма призналась, что, по ее мнению, это картина про свободу и любовь. Что на самом деле так - это не столько предыстория Цоя до славы, сколько рассказ о любви, музыке, поисках и больших надеждах в Ленинграде 1980-х.

Творческое настроение пронизывает весь фильм - черно-белый, но с отдельными цветными сценами, история о жизни трех молодых людей (Цоя, Науменко и Натальи) в Ленинграде, их поисках и любовном треугольнике. На эту волну настраивает эстетика картины - что может быть романтичнее, чем смотреть черно-белый фильм на большом экране. Безусловно, определенные биографические и исторические моменты в картине есть, но они служат лишь костяком. При этом картина далека от ностальгии - съемочная группа наперебой утверждает что все проекты Серебренникова - о современности.

Для большего погружения зрителей в эпоху, режиссер "ломает четвертую стену" путем ввода скептического персонажа. Он, обращаясь на камеру, то говорит, что исполнитель роли Цоя Тео Ю "не похож" на Виктора, подвергает критике творческий подход музыкантов или даёт старт музыкальным номерам в стиле "Ла-Ла Ленда", а потом демонстрирует табличку с надписью "Этого не было".

Сцены а-ля мюзикл в сюрреалистической манере разукрасили анимацией, а саундтреком стали песни Talking Heads, Игги Попа, Лу Рида. Параллельно герои в ленинградских общежитиях, на квартирниках обсуждают Боуи, Blondie, Sex Pistols, Velvet Underground и многих других.

Тема творческих поисков стоит в картине особняком. Цой пишет буквально на коленке тексты новых песен, тут же исполняет ставшие позднее легендарными хиты, цитирует хокку и выносит вердикт, что СССР "не Восток, не Запад, а третье место какое-то". Отсюда недалеко и до цензуры с вычиткой текстов и провокационными выкриками в электричке в стиле "Америка - наш идеологический противник".

Отдельного упоминания достойны камео Лили Ахеджаковой и роль молодого Бориса Гребенщикова (просто Бена) в исполнении Никиты Ефремова. Последний в нескольких сценах преображается почти до неузнаваемости, представляя на экране очень аутентичный образ музыканта.

Нельзя сказать, что иностранная публика полностью поймет фильм, для незнакомых с советскими реалиями зрителей картина станет небезынтересным экскурсом в экзотические 1980-е. Что только придает ей ценности.

Новости