Человечество сможет жить без ископаемых источников энергии (но это неточно)
Некоторые эксперты убеждены, что уже через 20 лет доля электромобилей в мире приблизится к 50%
Москва. 8 мая. INTERFAX.RU - Глобальная энергетическая система под влиянием изменения демографических процессов, климата и технологий находится на пути неизбежной большой трансформации. Ученые и лауреаты премии "Глобальная энергия" в рамках VII саммита Global Energy Prize рассказали о возможных решениях для сокращения выбросов при производстве энергии, наиболее приемлемых резервных источниках энергии, а также возможном влиянии процесса диджитализации на мировую энергетику.
Остановите, остановите...
По мнению экспертов, несмотря на постепенное движение в сторону альтернативных источников энергии, традиционные ископаемые источники в общем топливно-энергетическом балансе продолжат доминировать, оказывая сильное негативное влияние на климат.
"Глобальные выбросы CO2 не удается снизить. За последние 30 лет эти выбросы возросли примерно с 30 млрд тонн до 40 млрд тонн в год. Несмотря на сотни миллиардов долларов, затрачиваемые на решение данного вопроса во всех странах мира, процесс удается лишь замедлить, но не остановить. Для достижения Парижского соглашения нам нужны агрессивные меры", - отметил лауреат премии "Глобальная энергия" профессор Клаус Ридле.
Член Международного комитета по присуждению премии "Глобальная энергия", президент Научного совета по глобальным инициативам Томас Блис отметил, что одним из решений, которое способно внести коррективы в процесс увеличения выбросов, может стать разработка хоть сколь-нибудь экономически целесообразных технологий удержания углерода. "Важно иметь в виду тот факт, что добыча и транспортировка ископаемых видов топлива оказывают серьезное воздействие на климат еще до того, как топливо поступает в пункт назначения. Угольные шахты выпускают в атмосферу такое количество парниковых газов, что их объемы зачастую превышают выбросы при сгорании угля. Природный газ дает гораздо больший парниковый эффект, чем CO2, а утечка метана из мест его добычи и транспортировки представляет собой огромную проблему", - подчеркнул он.
По словам Блиса, в частности, при транспортировке газа из Сибири в Европу по газопроводам длиной в несколько тысяч километров большая его часть утекает в атмосферу - примерно 40%, что является огромной проблемой.
Лечение от углеводородной зависимости. Дорого
"Если мы не будем работать над уменьшением выбросов газа, мы ничего не добьёмся!" - утверждает лауреат Нобелевской премии мира и премии "Глобальная энергия" Родней Аллам.
Некоторые ученые предлагают резко сократить объём использования углеводородных источников, а в конечном итоге и вовсе отказаться от них к концу текущего столетия в пользу других, альтернативных источников, которые не влекут за собой выбросы углерода.
Сам А.Родней выступает за масштабное производство водорода, который, по мнению эксперта, может значительно снизить выбросы в атмосферу. "В 1990-е годы работа происходила через сжигание газа в турбине, крупные компании развили эту технологию, и сейчас эта система работает, чтобы производить водород, водородную энергию. Мы можем произвести любое количество водорода для топливных элементов. Мы можем передавать эту энергию по газопроводу как газ - жидкий водород можно транспортировать с помощью цистерн. У нас есть до сих пор такие машины, которые могут доставлять до 20 тонн жидкого водорода. У нас есть технологии, которые позволяют производить энергию без СО2", - объяснил он.
Т.Блис, в свою очередь, считает, что производство электроэнергии без использования ископаемых видов топлива должно основываться на четырех источниках: ядерной, ветряной, солнечной энергетике и гидроэнергетике, отдавая предпочтение первой. "В Китае находится одна из крупнейших дамб в мире, но гидроэнергетика очень привязана к географии, не всегда возможно построить новые гидроэлектростанции, в частности, в США", - отметил Блис.
"Некоторые считают, что ветряной и солнечной энергии хватит для обеспечения потребностей. Но давайте не забывать про развивающиеся страны, на них этой энергии уже не хватит. Все сторонники возобновляемых источников энергии, кроме разве что самых фанатичных, признают, что ветровая и солнечная энергетика требует резервных источников, которые будут применяться в периоды, когда ветра и солнца окажется недостаточно", - заявил американский учёный.
"Если мы можем использовать атомную электростанцию, то мы можем решить многие проблемы, атомная энергетика вырабатывает выбросов не больше углеводородных источников. В России есть атомная электростанция, которая может работать при атмосферном давлении и использовать реактивные отходы в качестве топлива. Сейчас она работает прекрасно, к 2020 году мы будем строить больше таких станций, в том числе, в Китае", - подчеркнул Блис.
Профессор Ридле считает, что избавиться от углеводородной зависимости человечеству может помочь так называемый "Сектор сопряжения" (Sector Coupling), при котором электричество и возобновляемая электроэнергетика становятся основой всех услуг, связанных с поставками энергоресурсов.
На первый взгляд, схема такого подхода выглядит как пришествие нового мира: предполагается получить достаточное количество возобновляемой энергии, установить во все дома тепловые насосы и гидролизные агрегаты для получения водорода и метана, перевести процессы химического производства на новую водородную основу, заменить парк транспортных средств машинами, работающими на водороде с тепловыделяющим элементом, на метаноле или на электрических аккумуляторах.
"Давайте не будем сосредотачиваться только на возобновляемых источниках энергии. Это больше похоже на восстановление страны после войны, когда всю существующую инфраструктуру приходится заменять новой, скорее всего более дорогостоящей. Однако, несмотря на всю дороговизну, нам необходимо разрабатывать компоненты и испытывать различные подсистемы во взаимодействии между собой с последующим их техническим и экономическим усовершенствованием. И тогда, если мы будем в них все еще нуждаться через 10-20 лет, у нас будут готовые технологии и, надеюсь, деньги, которые позволят нам выстроить будущую энергетическую систему", - заключил Ридле.
Политическая поддержка и налог на выбросы
В то же время эксперты отмечают, что для развития возобновляемых источников энергии и движения к целям Парижского соглашения необходимо заручиться политической поддержкой. "Сейчас недостаточно дискуссий на эту тему на политическом уровне, не обсуждаются политические меры, которые необходимы для достижения целей. Для изменения энергетики, развития возобновляемых источников энергии надо вкладывать большие деньги, потребуется много времени, и это повлияет на рост экономики. К 2030 году экономический рост будет снижаться на 1,6%, если мы будем идти путём сокращения выбросов", - отметил член Международного комитета по присуждению премии "Глобальная энергия" Рае Квон Чунг.
Чунг считает, что необходимо провести реформу структуры цен на энергию и ввести налоги на выбросы. "Если мы введём налоги на выбросы, переходя к трансформации энергетики, то мы достигнем поставленных целей. Мы должны сместить своё внимание на долгосрочную перспективу, бизнес всегда ориентируется на краткосрочные планы, мы никогда не думаем о том, что будет, например, через десять лет, поэтому мы не можем произвести скачок", - сказал он.
По мнению председателя совета директоров Российского технологического фонда Доминика Фаша, цена на одну тонну СО2 сейчас должна составлять около $100.
Диджитал и энергетика
Неизбежными факторами, влияющими на изменение энергетики в будущем, эксперты называют урбанизацию и диджитализацию. Участники саммита прогнозируют, что к 2050 году более 65% мирового населения будет жить именно в городах. Города постепенно становятся "умными" благодаря контролю оборудования через интернет, аналитике больших данных, искусственного интеллекта, робототехнике, блокчейну, дополненной и виртуальной реальности, 3D-печати.
Однако одним из главных вопросов, которым задаются учёные, является то, какое влияние "умные города" будут оказывать на энергетику. С одной стороны, внедрение цифровых технологий позволит сэкономить на энергии. "Диджитализация строит сама себя и поддерживает сама себя. Мы будем распространять диджитализацию везде, потому что она имеет низкую стоимость. Мы сможем сэкономить на энергии, на отоплении благодаря диджитализации", - утверждает главный вице-президент по исследованиям и разработкам Халифского университета науки и технологии Стивен Гриффитс.
В то же время под ударом находятся нефтяные компании, автомобильное топливо которых может оказаться менее востребованным уже в ближайшие десятилетия, когда автономные, совместно используемые и электрические транспортные средства начнут исчисляться сотнями миллионов, отмечает Гриффитс.
Его итальянский коллега Сауро Пасини, бывший вице-президент по исследованиям Enel, президент International Flame Research, считает, что уже к 2040 году доля автомобилей, работающих на электричестве, составит 50%. В этой связи нефтегазовой отрасли придется разработать собственные бизнес-модели, чтобы приспособиться к тем последствиям, которые несет диджитализация для всех секторов экономики.
Кроме того, эксперты опасаются, что развитие диджитализации также может стать причиной глобального терроризма. "Безусловно, мы должны заниматься диджитализацией, но надо понимать, это она может стать окном для терроризма, мы ещё не знаем, как энергетика может способствовать терроризму", - подчеркнул Фаш.
"Важно уметь управлять всем этим наступающим процессом. Когда диджитализация и урбанизация находятся в стадии развития, то мы можем ещё управлять ситуацией, а когда они приобретут масштабы, то станет намного сложнее", - заключил Пасини.