История о потерянном видео

В суде, рассматривающем дело об убийстве Анны Политковской, был объявлен перерыв из-за того, что сторона обвинения не смогла найти одно из вещественных доказательств

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 4 февраля. INTERFAX.RU – Судебное разбирательство по делу об убийстве журналистки Анны Политковской продолжается. Вернее, сегодня оно должно был продолжиться, если бы не одно обстоятельство – как оказалось, Московский окружной военный суд был не в состоянии приступить к продолжению процесса в связи с тем, что гособвинение не может найти одно из вещественных доказательств.

Как передает корреспондент "Интерфакса", планировалось, что сегодня сторона обвинения продолжит представлять дополнительные доказательства, однако в начале заседания прокуроры заявили, что не могут найти вещественное доказательство – видеопрезентацию, на которой присутствуют кадры с камеры видеонаблюдения, зафиксировавшие выход предполагаемого убийцы из подъезда Политковской, а также другие видеоматериалы. "Мы не можем найти презентацию, а без нее не можем представлять дополнительные доказательства", - заявила, комментируя ситуацию, прокурор Юлия Сафина.

В ходе судебного процесса стороны неоднократно обращались к данной презентации. Правда, при этом каждая сторона по-своему интерпретировала это доказательство. Так, сторона обвинения считает, что презентация подтверждает вину обвиняемых, в то время как адвокаты уверены, что она, наоборот, только оправдывает подсудимых.

Пока шли поиски пропавшей записи, в суде объявлен перерыв. Однако найти видеопрезентацию так и не удалось, поэтому суд приобщил к делу об убийстве журналистки Анны Политковской копию пропавшего вещественного доказательства.

На заседании, прошедшем в Московском окружном военном суде накануне, 3 февраля, было завершено представление доказательств, и суд перешел к стадии дополнений уже представленных материалов. Адвокат одного из обвиняемых Мурад Мусаев заявил, что след оружия, из которого была убита обозреватель "Новой газеты", ведет в Дагестан и что "покупатель и продавец" пистолета уже осуждены. "Имеются сведения о происхождении пистолета (из которого была убита журналистка - ИФ). Он родом из Республики Дагестан. Известны люди, которые покупали и продавали этот пистолет, и в отношении них вынесен приговор", - заявил адвокат Мурад Мусаев журналистам. При этом он подчеркнул, что сторона обвинения не сообщила об имеющихся материалах в связи с тем, что нет никаких доказательств отношения к оружию Рустама Махмудова, объявленного по делу в розыск, и Сергея Хаджикурбанова - обвиняемого по делу. "В отношении к этому пистолету можно изобличить половину Дагестана, но он никак не касается обвиняемых", - заявил адвокат.

Кроме того, в ходе судебного заседания исследовались материалы, связанные с эпизодом потерпевшего Эдуарда Поникарова, который не связан с убийством Политковской, но по которому обвиняются бывший сотрудник ФСБ Павел Рягузов и бывший сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов. В рамках этого эпизода в суде был допрошен майор милиции Андрей Алешин.

Свидетель с первых слов своих показаний заявил, что "незаконно удерживается в СИЗО "Лефортово" по надуманному обвинению". Он спросил у судьи, даст ли тот гарантию по поводу его дальнейшей судьбы, если он начнет давать показания в суде. Судья на это предупредил свидетеля, что тот должен давать правдивые показания в соответствии с законом. Алешин заявил, что ему было предъявлено обвинение по делу, которое он сам же и раскрыл. "Следователи меня предупредили подумать, правильно ли я дал показания по этому делу (эпизоду с Э.Поникаровым - "ИФ"), - сказал свидетель. - Вы мне гарантируете, что со мной после этого допроса ничего не случится, и меня не посадят на много лет?"

Кроме того, в ходе судебного заседания во вторник судья отказал в удовлетворении заявленного потерпевшей стороной ходатайства о допросе в суде лиц, которые предоставили повторную детализацию телефонных переговоров братьев Махмудовых. Судья решил, что новая детализация телефонных переговоров Махмудовых "не только подтверждает, но и дополняет предыдущую".

Напомним, что на прошлом заседании адвокаты обвиняемых указали на то, что новая детализация была "доработана". Но в детализации братьев Махмудовых, предоставленной следствием ранее, были некоторые несоответствия. Так, согласно той детализации во входящих звонках Ибрагима Махмудова от 7 октября 2006 г. было зафиксировано шесть звонков от брата Джабраила. В то же время, у Джабраила Махмудова в исходящих звонках в этот же период на номер Ибрагима фигурировало всего четыре звонка. В новой же детализации, которая была запрошена судом у телефонной компании, недостающие два звонка появились.

Обсуждая эти несоответствия в детализациях, представители потерпевшей стороны заявили, что в деле не могут содержаться доказательства, противоречащие друг другу, в связи с чем отметили необходимость допроса лиц, которые предоставили данные сведения. Однако суд решил отказать в удовлетворении данного ходатайства.

Кроме того, на судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов, который заявил, что Политковская совершила свыше 500 командировок в Чечню, "спасала людей и вытаскивала их из тюрем". По его словам, когда возникла опасность жизни журналистки и "тучи начали сгущаться", он, как редактор издания, старался не отпускать ее в командировки. "Но она считала, что если есть возможность помогать, то она будет", - сказал Муратов.

Главный редактор "Новой газеты" также отметил, что среди публикаций Политковской было много статей, содержащих критику в адрес властей Чечни. "Я понимаю, что здесь (на скамье подсудимых - "ИФ") нет заказчика, нет человека, который стрелял. Я бы очень хотел рассчитывать на вашу добрую волю. Вы же многое знаете", - сказал Муратов, обращаясь к подсудимым. При этом, отвечая на вопрос стороны защиты о том, есть ли какая- нибудь информация в отношении обвиняемых братьев Махмудовых, Муратов сказал: "У меня нет информации, компрометирующей Джабраила и его брата Ибрагима".

Муратов также сообщил, что издание пыталось связаться через чеченскую диаспору с Рустамом Махмудовым, объявленным по делу в розыск, для того, чтобы была возможность его сфотографировать со спины и сравнить с кадрами камер видеонаблюдения, зафиксировавших убийцу журналистки. Но этого сделать, по его словам, не удалось. Также Муратов отметил, что в ходе журналистского расследования удалось установить, что 5 февраля 2006 г. обвиняемый по делу Павел Рягузов летал одним рейсом с Лом-Али Гайтукаевым - дядей братьев Махмудовых, ныне отбывающим наказание, и Шамилем Бураевым, ранее привлекавшимся по данному делу.

В ходе допроса свидетеля адвокаты спросили, готово ли издание опубликовать фотографии Махмудова в полный рост для того, чтобы можно было сравнить его с изображениями на видеокадрах, на что главред "Новой газеты" ответил, что готов рассмотреть данный вопрос.

Новости