Российское кино на Московском кинофестивале
Интимный дневник китаянки в Москве, якутское кино и новый фильм Сарика Андреасяна
Москва. 26 апреля. INTERFAX.RU - На Московском кинофестивале, который вечером заканчивается вручением наград, логичным образом показывают много российских фильмов – три из них в этом году вошли в конкурс, будущие премьеры кинопроката показали в рамках программ российского кино.
"Ню" (Конкурс)
Режиссерский дебют актрисы "Гоголь-центра" и участницы шоу "Голос" Ян Гэ, по ее признанию, совсем не про обнаженку: "ню" по-китайски – корова. Тем не менее обнаженной натуры в фильме хватает: историю романтических приключения в Москве китайской девушки резюмирует песня с рефреном "С кем спать". Главная героиня, сыгранная самой Ян Гэ, гуляет по городу и знакомится с разными людьми, узнает их маленькие секреты и печали, но никак не может найти родного человека - как и дорисовать таинственную давно начатую картину.
"Ню" – как часто бывает с дебютами, кино молодое и живое, да и интимный дневник – это всегда интересно, но кроме этой свежести ничего особенно хорошего в нем нет. Почему фильм попал сразу в основной конкурс, а не в одну из параллельных программ, понять сложно.
"Царь-птица" (Конкурс)
Якутский кинематограф - уникальное явление внутри российского кино, и с художественной, и с экономической точки зрения. Якутские фильмы пользуются популярностью в республике и выходят на самоокупаемость, что для отечественного кино до сих пор скорее исключение. И нравятся они не только якутским зрителям: так, документальный "Генезис 2.0" об охотниках за бивнями мамонтов (также представлен на ММКФ) ранее получил хорошие отзывы на важном американском фестивале Sundance.
Якутская картина "Царь-птица" Эдуарда Новикова попала в конкурс ММКФ. В 1930-е годы к живущим в уединении старику и старухе (они так и называют друг друга) прилетает орел – или по-якутски "царь-птица". Его появление сулит несчастье, старики пытаются понять, за что им послан гость, и попутно вспоминают, как прошла их жизнь.
"Царь-птица"- кино аскетичное: действия мало, разговоров тоже, на экране белый снег сменяется темнотой дома и наоборот – в чем-то это вид медитации, как камлание шамана в одной из сцен. Другое дело, что со всеми этими рубкой проруби и шкурами в доме оно совпадает с представлениям о типичном кино народов севера, а якутский кинематограф вообще не только про национальную специфику, он гораздо разнообразнее.
"Непрощенный" (Российские программы)
После супергеройского фильма "Защитники" Сарик Андреасян решил обратиться к событиям, произошедшим в действительности. Фильм "Непрощенный" рассказывает об архитекторе из Владикавказа Валерии Калоеве (его играет Дмитрий Нагиев с бородой и акцентом), потерявшем по вине диспетчера семью в авиакатастрофе.
Эта история - трагическая, долгое время бывшая на слуху - так и просится в кино. Ранее в переработке она легла в основу фильма "Последствия" с Арнольдом Шварцнегером, но у Андреасяна все по Андреасяну: звучит грустная фортепианная музыка, выпуски новостей на английском языке ведут армяне, план, как Калоев, попрощавшись со своей семьей, видит ее из окна машины, показывают раз семь. Нарочитость в изображении трагедии (потере детей в программах ММКФ были посвящены и другие фильмы – например, израильский "Фокстрот" и американская "Первая реформаторская", и в них этого замечено не было) все портит - вот если бы умерить пафос.