Между мужчинами и женщинами
Люди, сменившие пол (а их число в последнее время значительно выросло), после операции оказываются в ситуации правового вакуума
Москва. 26 марта. INTERFAX.RU - Российские транссексуалы оказались вне правового поля. Большинство из них не имеют возможности официально сменить пол, то есть получить новый паспорт и другие официальные документы. Органы ЗАГС всячески саботируют эту работу, ссылаясь на отсутствие единой формы медицинской справки, доказывающей, что перед ними действительно транссексуал. Врачи, в свою очередь, утверждают, что спешить с хирургическим вмешательством не стоит: прежде чем отважиться на операцию, человек должен легально прожить в новом качестве хотя бы 2 года.
Единственным показанием к перемене пола во всем мире служит транссексуализм - ощущение принадлежности к противоположному полу и выраженное недовольство тем телом, в котором приходится жить. Обычно это состояние развивается с раннего детства, прогрессирует, ломает жизнь человеку и вполне способно довести до самоубийства. Однако среди претендентов на операцию настоящих транссексуалов немного - по оценкам медиков, порядка 15-20%. Все остальные - психически больные люди, истерики и подражатели, а также криминальные авторитеты, рассчитывающие сменить пол, чтобы замести следы преступлений.
Обнаружить истинные мотивы претендента на операцию должна специальная психотерапевстическая комиссия, в состав которой входят психиатры, психологи, сексопатологи, терапевты, урологи, гинекологи и эндокринологи. В ходе диагностики в обязательном порядке проводится изучение гормонального профиля и хромосомного набора пациента, поскольку в случае операции пациенту предстоит перенести не менее сложное гормональное лечение. В Москве экспертизу транссексуализма уполномочены проводить НИИ Психиатрии Минздрава РФ (Федеральный научно-методический центр медицинской сексологии и сексопатологии), Московский психо-эндокринологический диспансер, Консультативно-диагностическое отделение ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского, а также Институт экспериментальной эндокринологии и химии гормонов. Обследование это не только длительное (врачи должны быть уверены в справедливости диагноза), но и платное. Средняя стоимость варьируется в пределах 15-20 тыс рублей.
Только получив справку о том, что у него официально установлен транссексуализм, пациент вправе настаивать на хирургическом вмешательстве. Операция изменения мужского пола на женский более проста: производится удаление яичек и части пениса, а из кожи мошонки создается искусственное влагалище и половые губы. Обратная процедура проводится в несколько этапов. Сначала у бывшей женщины удаляют молочные железы и излишки кожи, затем через 2-3 месяца - матку, яичники и влагалище. Из малых половых губ создается чехол для члена и яичек, сами яички делаются из силикона. Чтобы полностью сформировать ствол пениса может потребоваться еще несколько операций. После хирургического вмешательства новоиспеченные женщины и мужчины должны всю жизнь принимать половые гормоны, кроме того, и те, и другие обречены на пожизненное бесплодие. Трансплантация функционирующих яичек пока не производится, а без них невозможно производство сперматозоидов. Что касается женщин, то отсутствие внутренних половых органов не позволит им зачать и выносить ребенка.
Врачи признают, что последствия операции по перемене пола могут быть психологически очень тяжелыми для пациентов, и рекомендуют им не спешить с роковым решением. "Во всем мире человек с диагностированным транссексуализмом может сначала совершенно официально сменить документы, пожить год-два в новом качестве и только потом, если сочтет нужным, обратиться за помощью к медицине", - заявил interfax.ru практикующий хирург Степан Мотевосян. Действительно, по международным стандартам человеку достаточно предъявить заключение медицинской комиссии, чтобы по паспорту стать вместо Майкла Мишель или наоборот. "Это проблема прежде всего психиатрическая", - подчеркивает Мотевосян.
Однако в России международные стандарты не действуют, а собственных нормативных актов, регулирующих установление половой принадлежности и изменение гражданского пола, не существует. "Мы руководствуемся законом "Об актах гражданского состояния" 1997 г., статья 70-ая которого гласит, что "заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется в случае, если представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией", - зачитали выдержку из документа в столичном управлении ЗАГС. Сотрудники управления пояснили interfax.ru, что эта норма не может быть реализована в полной мере, поскольку никакой "установленной формы" документа до сих пор не существует.
"У нас есть разъяснение федеральной службы и перечень операций, свидетельствующих о хирургической перемене пола, однако, несмотря на просьбу Минюста, Минздравсоцразвития единую форму медсправки для транссексуалов пока не утвердил", - сетуют в ЗАГСе.
Мотевосян говорит, что соответствующие предложения были внесены в ведомство, которое ныне возглавляет Татьяна Голикова, еще в 2005 г., однако воз и ныне там. "Это форменное безобразие", - считает хирург.
Представители столичного управления ЗАГС дали понять, что правовая коллизия, позволяет им не торопиться с принятием решений о паспортной смене пола. Однако число подобных заявлений в прошлом году выросло вдвое. "Это нормально. Люди стали более информированными, и они хотят, чтобы государство соблюдало их гражданские права", - говорит Мотевосян.