Александр Панкин: Россия задействует международные площадки для противодействия односторонним санкциям

Замглавы МИДа рассказал о действиях РФ по минимизации последствий новых американских санкций

Александр Панкин
Фото: ТАСС, Александр Щербак

Москва. 1 февраля. INTERFAX.RU - Замглавы МИД РФ Александр Панкин рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Маргарите Велеховой о том, что делает Россия для того, чтобы противостоять и минимизировать последствия новых американских санкций для РФ и ее сотрудничества с зарубежными партнерами, включая участников интеграционных объединений на постсоветском пространстве. А также о приоритетных направлениях деятельности ЕАЭС, о том, как будет развиваться СНГ и о борьбе ОДКБ с наркоугрозой в Афганистане.

- Александр Анатольевич, скажутся ли новые санкции в отношении Москвы, которые предусмотрены принятым в США в прошлом году законом "О противодействии противникам Америки посредством санкций", на торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве РФ с другими странами? Просчитываются ли негативные последствия и готовятся ли шаги по их минимизации, в том числе в рамках ВТО?

- Несмотря на неоднократные заявления Дональда Трампа о необходимости и готовности его Администрации к нормализации политического диалога наших стран и восстановления двустороннего торгово-экономического сотрудничества, перемен в курсе Вашингтона в отношении России не происходит. Мы видим регулярное ужесточение вводимых США против нас санкций. Межправительственный диалог по экономической проблематике из-за неослабевающих усилий антироссийского лобби в США остается замороженным, а санкционное давление со вступлением в силу 2 августа 2017 года закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций" только расширилось. Этот документ кодифицирует ранее введенные против нас ограничения и создает основу для новых рестрикций, фокусируя их основное действие на российской энергетике, ВПК и финансовой сфере.

При этом часть ограничений объявляется экстерриториальными, то есть распространяющимися на физических и юридических лиц из третьих стран. Речь о некоторых трубопроводных проектах, о "существенных" (без конкретизации этого термина) сделках с предприятиями нашего ВПК и ведомствами, отвечающими за обеспечение безопасности России. "Тщательно анализировать" и по необходимости вводить санкции в Вашингтоне обещают и в отношении участников процесса приватизации нашей государственной собственности, а также тех, кто содействует "кибероперациям в интересах российских властей".

Похоже, США поставили себе целью планомерно мешать развитию взаимовыгодных связей России с зарубежными странами и компаниями, заодно проталкивая такими методами нечистоплотной силовой конкуренции собственные коммерческие интересы. Введением санкционных мер против наших партнеров из третьих стран или простой угрозой этого их хотят заставить делать болезненный выбор – прекратить сотрудничество с нами или оказаться отлученными от американского рынка и доллара. К сожалению, в результате реализация совместных проектов действительно может пострадать. Тем более что упомянутый закон носит рамочный характер, поэтому конкретные параметры будущих санкций и условий их применения неясны.

Стоит отметить, что экстерриториальная составляющая закона вызвала негативную реакцию в лагере союзников США. Брюссель, насколько нам известно, начал активную лоббистскую работу в Вашингтоне в целях выведения европейского бизнеса из-под возможных репрессий в связи с реализацией проектов с Россией, в первую очередь энергетических.

У европейцев, кстати, есть опыт использования механизмов юридического непризнания экстерриториального заокеанского законодательства. К примеру, в 1996 году там был принят "блокирующий статут" о ничтожности на территории ЕС американского акта о торговом эмбарго против Кубы и санкциях в отношении его "нарушителей".

Что касается "просчета негативных последствий", то, конечно, Правительством России работа на данном направлении активно ведется, отрабатываются меры по минимизации потенциального ущерба. В условиях отсутствия ясности относительно модальностей и масштабов возможных новых санкционных действий Вашингтона большего пока сказать не могу.

На международной арене Россия задействует различные авторитетные форумы, в том числе ООН, "Группу двадцати", ВТО, для системного противодействия односторонним санкциям. В частности, на площадке ВТО последовательно подсвечиваем опасность нелегитимных экономических ограничений как скрытых форм протекционизма, целью которых является получение несправедливых торговых, конкурентных и иных преимуществ. Совместно с Минэкономразвития России – головным ведомством по обеспечению участия Российской Федерации в ВТО – использовали состоявшуюся в декабре 2017 года в Буэнос-Айресе 11-ю Министерскую конференцию Организации для акцентирования разрушительного характера односторонних экономических ограничений для основ мировой экономики и многосторонней торговой системы.

В заключение отмечу – опыт последних лет убедительно показывает, что санкционная политика США не достигает своих целей. Американцы от своих санкций больше сами теряют, особенно на перспективу. В то же время, российская экономика демонстрирует в целом позитивную динамику, невзирая на все чинимые нам препоны.

- Могут ли американские санкции отразиться на деятельности ЕАЭС, ОДКБ с учетом того, что входящие в эти структуры страны и их компании рискуют подвергнуться рестриктивным мерам со стороны США?

- По нашему твердому убеждению, односторонние санкции – неправильный, нелегитимный путь решения международных вопросов. Мы последовательно выступаем за то, чтобы в экономике и политике в глобальном масштабе действовали четкие и прозрачные правила. Более того, как показывает жизнь, такие политически мотивированные санкции своей цели не достигают, а лишь создают никому не нужную хаотичность на мировых рынках, разбалансируют систему экономических отношений и наносят им очевидный вред.

Ясно, что западные санкции ударили по всем – и по России, и по самим инициаторам их введения, а также по странам, с которыми имеется высокая степень кооперационных связей, включая наших партнеров по интеграционным объединениям на постсоветском пространстве.

В условиях недобросовестной конкуренции вследствие санкционного давления со стороны США и их союзников Россия будет еще более активно продвигать в рамках ЕАЭС вопросы стимулирования импортозамещения, наращивания взаимной торговли и совокупного экспортного потенциала Союза, создания новых технологических цепочек и т.д. в целях снижения уязвимости от недружественных шагов третьих стран.

- Обсуждает ли российская сторона со своими партнерами по ЕАЭС, ОДКБ эти вопросы, а также возможные коллективные меры, чтобы купировать последствия американских санкций?

- Вопрос американских санкций с их экстерриториальным эффектом и возможных последствий обсуждается в рамках наших интеграционных объединений. Озабоченность на этот счет у партнеров, прежде всего по Евразийскому экономическому союзу, безусловно, есть. И это естественно – экономики наших стран тесно взаимосвязаны.

О каких-либо конкретных коллективных ответных мерах сейчас говорить преждевременно. В целом же главный наш ответ – поступательное развитие нашего интеграционного проекта в соответствии с имеющимися долгосрочными планами и озвученными президентом России приоритетами российского председательства в Союзе на 2018 год.

- Старейшее объединение на постсоветском пространстве сжимается, фактически потеряв уже двух своих членов. Есть ли перспектива укрепления и расширения Содружества, в том числе с учетом возникновения новых более компактных, динамичных и профильных образований? Есть ли перспективы членства Абхазии и Южной Осетии?

- Прежде всего, хотел бы отметить, что Содружество Независимых Государств – не только старейшее, но и самое крупное интеграционное объединение на постсоветском пространстве.

Не могу согласиться с вашей формулировкой о том, что СНГ "сжимается" и теряет членов. По количеству участников, разнообразию форм и направлений взаимодействия реальной альтернативы Содружеству в настоящее время нет. Появляются новые сферы межгосударственного сотрудничества, включая инновационную деятельность, информационные технологии, "зеленую" экономику и т.д. Интеграция – это живой и развивающийся процесс.

В основе работы Организации лежат такие принципы, как универсальность, добровольность, равноправие, взаимовыгодное партнерство, гибкость, учет интересов друг друга. В составе СНГ есть страны, которые, несмотря на свой заявленный нейтралитет, активно наращивают сотрудничество в рамках объединения, а те, кто на нынешнем этапе отстранился от политического взаимодействия, продолжают работу в отраслевых органах, представляющих для них интерес. Даже вышедшая из состава Содружества Грузия остается стороной в ряде заключенных в рамках СНГ экономических соглашений, участвует в деятельности некоторых отраслевых советов (по транспорту и налоговым расследованиям). Поэтому все определяется практическими и прагматическими интересами. Если, вопреки этим интересам, перевешивают политические установки, то от этого теряют сами страны, выходящие из состава Содружества или дистанцирующиеся от совместной работы в СНГ.

Что касается расширения Организации, то такая возможность предусматривается ее Уставом. Стать членом Содружества может любое государство, разделяющее его цели и принципы. В настоящее время вопрос увеличения численного состава СНГ на повестке дня не стоит. Однако при наличии заинтересованности у какой-либо страны решение на этот счет будет приниматься всеми государствами-участниками на основе принципа консенсуса.

- СНГ изначально строилось по модели ЕС. Сохраняется ли эта направленность до сих пор или же Брекзит породил сомнения в успешности этой модели и в том, что ЕС может служить примером для подражания?

- На мой взгляд, говорить о том, что СНГ строилось по модели ЕС, было бы не совсем правильно. Разумеется, при создании Содружества учитывался опыт и других действующих интеграционных межгосударственных объединений, в том числе ЕС. Однако в основе формирования этих двух объединений лежали совершенно разные цели. Если Евросоюз учреждался для создания углубленной кооперации между государствами, то основной задачей СНГ было обеспечение "цивилизованного развода" союзных республик после распада СССР с сохранением многолетнего опыта взаимодействия между ними в политической, экономической, культурно-гуманитарной и других сферах.

В период масштабных геополитических перемен, связанных с распадом Советского Союза, Содружество сыграло свою положительную роль, помогло нашим народам сохранить тесные дружественные связи, выстроить новую модель регионального взаимодействия. Выполнив, казалось бы, свою историческую миссию, СНГ не только не растеряло, но, напротив, нарастило востребованность в качестве платформы многостороннего сотрудничества его участников, которое на данный момент охватывает практически все сферы.

Сегодня Содружество – это гибкая универсальная площадка для поддержания активного политического диалога и многопланового партнерства. Государства-участники сами определяют степень своей вовлеченности в различные области сотрудничества, исходя из своих национальных интересов. Именно благодаря этим основополагающим принципам сохраняется устойчивая заинтересованность к углублению взаимодействия в формате СНГ.

Ключевым фактором жизнеспособности любой интеграционной структуры выступает не столько амбициозность декларируемых целей, сколько прочная социально-экономическая основа и кропотливое интеграционное строительство. И, если и проводить аналогии с ЕС, то проблемы, с которыми сегодня сталкивается Евросоюз, включая Брекзит, во многом связаны с тем, что конъюнктурные политические соображения ряда стран доминируют в ущерб базовым интересам остальных его участников.

- Если говорить о самом молодом образовании на постсоветском пространстве – ЕАЭС – есть ли у этого объединения потенциал для расширения? Кто на очереди? С какими странами готовы или на подходе соглашения о зонах свободной торговли?

- С каждым годом ЕАЭС становится все более привлекательным, своего рода центром экономического притяжения в регионе, и мы открыты для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества. При выстраивании отношений с третьими странами Союз придерживается гибкого подхода, прибегая к различным форматам взаимодействия. Каждое государство вправе оценить выгоды от своего возможного подключения к интеграционным процессам на евразийском пространстве, выбрать удобный формат сотрудничества и самостоятельно регулировать скорость интеграции. Признаем – не все здесь беспроблемно, но задача именно в том, чтобы понять эти проблемы и методично устранять их, принимая во внимание интересы и особенности всех участников Союза.

В настоящее время ведется работа над Положением о статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС, которое позволит формализовать отношения с теми странами, которые проявляют заинтересованность в установлении особых отношений с Союзом. Институт наблюдателя позволит заинтересованной стране лучше и глубже понять ход работы в ЕАЭС по формированию единых стандартов, требований, правил, что важно для выстраивания поступательных торгово-экономических отношений в условиях растущей передачи наднациональных компетенций Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). При этом не возникает каких-либо обязательств по присоединению в будущем к ЕАЭС – скорее речь идет об определенной "притирке".

Что касается торгово-экономического сотрудничества с третьими странами, то ЕАЭС уже имеет в своем "активе" действующее с октября 2016 года Соглашение о свободной торговле (ССТ) с Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ), которое реально способствует укреплению торгово-экономических связей между его участниками. По итогам первого заседания Совместного комитета в рамках Соглашения, состоявшегося в Москве в июне 2017 года, был констатирован его положительный эффект – за семь месяцев действия соглашения товарооборот Союза с Вьетнамом вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Применительно к России значительно увеличились возможности по наращиванию поставок в СРВ отечественных товаров и услуг, реализуется межправительственный протокол о промышленной сборке российских транспортных средств на вьетнамской территории (также вступил в силу
5 октября 2016 года).

В качестве одного из приоритетов развития евразийской экономической интеграции рассматриваем реализацию идеи сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), а также заключение соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, переговоры по которому завершились в октябре прошлого года.

Данный документ носит непреференциальный характер и не предусматривает либерализации торговли товарами. Вместе с тем, в соответствии с его положениями закладывается качественная основа для эффективного взаимодействия между Союзом и его государствами-членами и Китаем по вопросам отраслевого сотрудничества, таможенного администрирования, конкуренции, технического регулирования, охраны прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, госзакупок, а также мер защиты внутреннего рынка, санитарных и фитосанитарных мер.

Рассчитываем на то, что сопряжение ЕАЭС и ЭПШП и торгово-экономическое соглашение ЕАЭС-КНР станут ключевыми элементами формирования нового интеграционного контура – Большого евразийского партнерства с участием стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.

Ведутся переговоры по соглашениям о свободной торговле с Сингапуром, Ираном, Израилем; в ближайшее время планируется приступить к переговорам по ССТ с Индией и Египтом.

- В связи с расширением деятельности террористической группировки ИГИЛ в Афганистане какую роль российская сторона отводит ОДКБ? Обсуждается ли возможность задействования коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в случае попыток проникновения боевиков ИГИЛ в Центральную Азию?

- Вы, к сожалению, абсолютно правы, отмечая расширение деятельности ИГИЛ в Афганистане. Нас крайне беспокоит то, что боевики этой запрещенной в России террористической группировки предпринимают попытки укрепиться в северных районах страны, непосредственно граничащих с зоной ответственности ОДКБ.

В рамках Организации ведется большая работа, направленная на совершенствование мер по борьбе с терроризмом. На регулярной основе проводятся заседания Рабочей группы по Афганистану при СМИД ОДКБ. Главами государств-членов Организации принят ряд важных документов в этой сфере.

В сентябре 2017 года в Нью-Йорке в ходе встречи "на полях" 72-й сессии ГА ООН министры иностранных дел ОДКБ приняли в этой связи совместное заявление "О положении в Афганистане и угрозе усиления международных террористических и экстремистских организаций в северных провинциях страны". Эта проблематика нашла отражение и в основном политическом документе недавнего саммита ОДКБ в Минске – юбилейной Декларации глав государств-членов.

Укрепление внешних рубежей зоны ответственности ОДКБ, в том числе под углом зрения сдерживания террористической угрозы, которая на центральноазиатском направлении проявляется наиболее остро, без преувеличения – ключевой приоритет деятельности Организации. За последние несколько лет в рамках ОДКБ был принят целый ряд важных антитеррористических решений.

Еще три года назад в Душанбе на сессии Совета коллективной безопасности лидеры стран ОДКБ, обсуждая ситуацию в Центральной Азии и исходящие с территории Афганистана угрозы, акцентировали важность отладки механизмов коллективного реагирования, Таджикистану была подтверждена поддержка и готовность России и всех членов ОДКБ оказать необходимую помощь в случае обострения ситуации. Особую роль отводим Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, которые были созданы в 2009 году и насчитывают около 20 тыс. чел. В их состав входят воинские контингенты и формирования сил специального назначения всех государств-членов Организации. Войска находятся в постоянной боевой готовности.

В 2015 году в Таджикистане была проведена внезапная проверка готовности КСОР ОДКБ. Отрабатывалась слаженность действий по сценарию отражения агрессии со стороны террористических группировок, базирующихся в сопредельном Афганистане. Учения "Боевое братство – 2017" были организованы по единому замыслу на территории России, Армении, Казахстана и Таджикистана. Их завершающий этап, как и в 2015 году, был сфокусирован на нейтрализации возможной агрессии со стороны боевиков "Исламского государства". Впервые в ходе учений были задействованы самолеты стратегической авиации России, ракетные комплексы "Искандер", а также подразделения психологической борьбы и информационного противоборства. Как видите, потенциал ОДКБ по противодействию возможным попыткам проникновения террористических групп, в том числе связанных с ИГИЛ, весьма существенный.

Важным элементом обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии остается военное присутствие России в Таджикистане – 201-я российская военная база. Президент Российской Федерации В.В.Путин отмечал, что в случае возникновения критической ситуации и при соответствующем обращении наших союзников мы в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности будем готовы задействовать все имеющиеся у нас возможности для отражения террористических угроз.

- Как Россия и другие страны-члены ОДКБ воспринимают увеличение в Афганистане военного контингента США и НАТО, поставки афганской армии американских вооружений и военной техники? Готова ли Российская Федерация и ОДКБ в целом к налаживанию взаимодействия с НАТО и США в борьбе с терроризмом и наркотрафиком в Афганистане?

- Что касается Афганистана, важно понимать, что основную угрозу представляет не увеличение там военного контингента США и НАТО, а нарастание масштабов исходящих с территории страны террористических и наркоугроз. Так, например, в 2017 году производство опия в Афганистане увеличилось на 88% – с 4,8 тыс. тонн до рекордных 9 тыс. тонн, расширяется сеть лабораторий. Как видите, несмотря на многолетнее западное присутствие, проблема не решается, приобретая все большую остроту, и устранять ее нужно и возможно только объединенными усилиями.

ОДКБ активно вовлечена в международное сотрудничество в сфере противодействия терроризму и наркотрафику. Налажено тесное взаимодействие с Антитеррористическим центром государств-участников СНГ, РАТС ШОС и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ, в том числе по обмену информацией об обстановке в приграничных с зоной ответственности ОДКБ регионах Афганистана. Интенсивно развивается сотрудничество с профильными структурами международных организаций, в первую очередь ООН и ОБСЕ. К сожалению, США и НАТО на практическое взаимодействие с ОДКБ не идут. Это вызывает много вопросов относительно искренности высказываний руководителей западных стран об их готовности предпринимать все меры для борьбы с такого рода транснациональными вызовами и угрозами.

Стратегической задачей страны ОДКБ считают продвижение к миру, свободному от наркотиков, в соответствии с антинаркотическими Конвенциями ООН. В частности, в Декларации глав государств-членов ОДКБ по случаю 25-летия со дня подписания Договора о коллективной безопасности подчеркнута важность объединения усилий всего мирового сообщества на основе комплексного и сбалансированного подхода к решению упомянутой проблемы, ликвидации глобального производства наркотиков, создания эффективной системы борьбы с незаконным оборотом новых синтетических наркотиков и других психотропных веществ.

С целью стабилизации наркоситуации в регионе с 2003 года ОДКБ регулярно проводит антинаркотическую операцию "Канал". В своих ежегодных докладах Международный комитет по контролю за наркотиками ООН неоднократно отмечал, что данная операция является самой крупномасштабной и эффективной в пресечении незаконного оборота наркотиков из Афганистана. К ее проведению в различные годы привлекались заинтересованные профильные международные структуры и государства-члены НАТО.

В 2017 году в результате скоординированных действий правоохранительных органов государств-членов ОДКБ из незаконного оборота изъято около 22 тонн наркотиков, возбуждено более 11,5 тысяч уголовных дел по признакам составов преступлений, связанных с такого рода правонарушениями, задокументирована противоправная деятельность 36 преступных групп. Наряду с государствами-членами ОДКБ в операции "Канал-Западный заслон" в 2017 году приняли участие компетентные органы Афганистана, Ирана, Литвы и Польши, а также представители ОБСЕ, ЦАРИКЦ и Интерпола. Это еще раз подтверждает открытость ОДКБ к сотрудничеству с международным сообществом по искоренению наркотического зла.