"Впусти меня", если сможешь
Леденящая душу история о дружбе маленькой неприкаянной вампирки Эли и "белой вороны" Оскара получила массу американских и европейских наград. В случае с этим фильмом, единодушие критиков вполне обоснованно
Москва. 29 января. INTERFAX.RU - Вслед за успешными в финансовом плане "Сумерками" отечественные прокатчики решили выпустить еще один вампирский фильм - фестивальный хит прошлого года "Впусти меня" шведского режиссера Томаса Альфредсона.
Скандинавский кинематограф никогда особо не любил жанровые фильмы о вампирах, в отличие от других своих европейских соседей. Наверное, просто из-за того, что в этой культурной традиции почти совсем нет мифов и сказок, связанных с бессмертными любителями человеческой крови. Зато детское кино здесь всегда отличалось высоким уровнем понимания материала. Идея соединить первое со вторым показалась режиссеру Альфредсону и сценаристу Линдквисту вполне убедительной и в результате мы имеем дело с прекрасным примером синтеза - авторским вампирским кино, которое может смотреть зритель любого возраста. Взрослые найдут здесь все то, за что они любят европейское киноискусство, а дети легко смогут идентифицировать себя с героями этой на первый взгляд совсем недетской экзистенциальной драмы.
Обычный тихий шведский подросток Оскар днем ходит в школу, где часто терпит унижение от своих одноклассников, а по вечерам гуляет в полном одиночестве в своем дворе и от безысходности и злости тычет ножом в дерево. Так продолжается до тех пор, пока в соседний подъезд не переезжает девочка Эли, тоже не страдающая от обилия друзей и с которой Оскар быстро находит полное взаимопонимание. Параллельно в городке начинают находить обескровленные трупы.
Такова завязка "Впусти меня" - вкупе с холодными планами заснеженных улиц и запотевших окон, неторопливые движения камеры задают атмосферу обычного европейского арт-хаусного фильма. И даже появляющийся в какой-то момент в кадре плохо одетый мужчина, сцеживающий в канистру из подвешенного к дереву человеческого тела кровь, никак не нарушает гармоничное спокойствие провинциального скандинавского пейзажа. Но чуть позже в фильме все активнее начинают появляться "чужеродные" элементы: резкий монтаж и сюжетные повороты, которые были бы уместнее в тех же "Сумерках", например. Собственно в этом и состоит главное ноу-хау Альфредсона, идеально совместившего отстраненное авторское кино с голливудскими жанровыми фильмами. Даже главные герои, похоже, символизируют встречу двух киноязыков - спокойный и флегматичный альбинос Оскар контрастирует, но в то же время удачно взаимодействует, с резкими движениями и необузданными желаниями жгучей брюнетки Эли.
Вампиры, как известно, не могут обходиться без помощи обычных людей и часто каждый из них имеет при себе так называемого слугу, который следит за тем, чтобы никто не потревожил сон хозяина днем и помогает ему искать доноров крови ночью. В "Впусти меня" у Эли тоже есть такой слуга - старик, которому с каждым разом все сложнее добывать девочке свежую кровь. И в какой-то момент он выходит из игры, самоустраняясь с помощью серной кислоты. В конце фильма таким слугой становится Оскар. Так же сейчас обстоят дела и с коммерческой голливудской продукцией - ей жизненно необходима свежая кровь и шведский режиссер открыто подсказывает рецепт выживания своим заокеанским коллегам. Вот только, как показывает практика, отношения хозяин-слуга, когда режиссер-европеец пытается применить свое умение на территории "фабрики грез", практически не работают. И в данном случае в роли хозяина выступают все-таки европейские традиции, в результате разумной эксплуатации вампирской темы покрывшиеся здоровым румянцем.
Обозреватель Артем Ушан