"Ъ" сообщил о подготовке РЖД реформы своего транспортно-логистического бизнеса
Альтернативу "Трансконтейнеру" предложили создать на базе "Федеральной грузовой компании"
Москва. 25 января. INTERFAX.RU - ОАО "Российские железные дороги" готовит реформу своего транспортно-логистического бизнеса, пишет в четверг "Коммерсантъ" со ссылкой на проект соответствующей концепции, рассчитанной на период до 2025 года.
При этом, правда, газета уточняет, что статус имеющейся в ее распоряжении версии не ясен. По словам одного из источников издания, проект разработан консалтинговой компанией A.T.Kearney, но обсуждение пока не проходил. По словам другого собеседника, обсуждение было и концепцию отправили на доработку. Представитель РЖД назвал концепцию "сырой промежуточной версией". Что войдет в итоговый вариант для рассмотрения руководством компании, станет понятно только после детальной проработки.
Проект строится на положениях долгосрочной программы развития "Российских железных дорог", по которой доля транспортно-логистических услуг в бизнесе монополии должна вырасти к 2025 году до 25%, а при устойчивом росте погрузки и грузооборота должна быть увеличена рентабельность логистического бизнеса. Для этого нужно освоить новые виды деятельности - стивидорный бизнес, перевозки внутренним водным и автомобильным транспортом.
Первый представляет интерес и как источник дохода, и как инструмент расширения основного за счет привлечения новых грузов, пишет "Коммерсантъ". Для начала предлагается рассмотреть возможность покупки контейнерных терминалов на Балтике - ввиду наибольшего экономического эффекта. Параллельно - развивать потенциал складских мощностей за счет выхода на рынок автоперевозок (доставка на короткие расстояния грузов для клиентов РЖД).
Во внутренний водный транспорт (партнерства с крупными пароходствами) планируется идти для устранения конкуренции с ним же и роста погрузки. Но создание своего флота сочтено нецелесообразным (кроме покупки небольшого числа судов "для локального давления на владельцев флота" в районах наиболее сильной конкуренции).
"Также РЖД предложено остаться в контейнерном бизнесе. По решению правительства о продаже принадлежащих компании 50% + 2 акций ПАО "Трансконтейнер" монополия получила возможность направить полученные средства на создание альтернативного оператора. В концепции говорится, что для успешной работы нужна доля на этом рынке не менее 10%, и за 6 лет "Российским железным дорогам" надо вложить 30 млрд рублей и купить свыше 32 тыс. контейнеров и 9 тыс. фитинговых платформ", - добавляет газета.
Оператора можно создать "силами и на балансе" "дочки" монополии - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК), отмечается в документе. Саму ФГК тоже нужно развивать, увеличивая ее долю рынка. Это потребует вложений 373 млрд рублей в 2017-2025 годах (127 млрд рублей из этого за счет долгосрочных долговых обязательств) для покупки 135 тыс. вагонов, кроме того, следует арендовать 70 тыс. вагонов в год.
При этом, как отмечается в проекте, РЖД должно оставаться не на всех рынках: рекомендован выход из "Рефсервиса" (владеет рефрижераторным парком).