Турбизнес впал в спячку до весны

Финансовый кризис катком проехался по туристическому бизнесу, сократив спрос на туруслуги на треть. Высокий сезон и бешенные скидки на путевки не выправили ситуацию: с начала кризиса прекратила работу каждая десятая туркомпания. Кто выжил на этом рынке, станет понятно весной

Москва. 27 января. IFX.RU - В период экономической нестабильности люди в первую очередь ужимают траты на развлечения. Туристические поездки большинство из нас относит скорее к развлечениям, чем к насущным потребностям. Привычка встречать новый год под пальмой или покататься на лыжах за границей пошла под нож экономии одной из первых.

Туристические компании попытались отреагировать на изменения приоритетов граждан. Были проведены грандиозные распродажи путевок, когда потребителям предлагались фешенебельные отели по ценам, по которым до кризиса можно было уехать в весьма средненький отельчик. "Скидки дают все участники туристической цепочки: турфирмы, отели, посредники, кроме авиакомпаний", - говорит сотрудница одного из крупнейших операторов туристического рынка.

Что интересно, кризис не заставил россиян, которые все же решили отдохнуть за границей, изменить традиционно любимым местам отдыха. "Все по-прежнему едут в Египет, Таиланд, на острова, только в меньшем объеме. Хотя в последнее время начался приток желающих отдохнуть в Египте за счет снижения цен", - говорит представитель турфирмы.

Распродажи путевок лишь отчасти смогли решить проблему привлечения туристов. О многом говорит тот факт, что до конца декабря турфирмы предлагали новогодние туры по относительно демократичным ценам. В прежние времена это невозможно было себе представить: в декабре в наличии оставались лишь самые дорогие путевки, все мало-мальски приличные по стоимости туры расхватывались уже в начале осени.

Тем не менее, устроенные турфирмами сейлы не смогли поднять спрос на путевки. С начала кризиса он сократился на 30%, а на массовых пляжных направлениях - аж на 40%, сетует президент Российского Союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.

С января по март туристический бизнес традиционно переживает затишье: новогодние вояжи завершены, а летний сезон еще не начался. Теперь турфирмы подсчитывают кто прибыль, а кто убытки и пытаются дотянуть до весны.

Но до начала летнего сезона доживут не все. Не менее 10% туристических фирм уже закрылись в результате кризиса, а сокращения затронули примерно 15% сотрудников отрасли, констатирует Шпилько. Обнадеживает тот факт, что руководству Союза туриндустрии "пока еще не совсем понятно, закрылись ли эти фирмы из-за кризиса, или временно, на период низкого сезона".

Более всего кризис затронул небольшие туристические агентства, которые жили за счет агентской комиссии от продажи путевок. Крупные туркомпании и операторы, у которых много туристических направлений, сокращают сотрудников, агентства же вообще закрываются. Если спрос будет падать и дальше, работу могут потерять до четверти работающих в отрасли, считают представители туриндустрии.

Загадывать, как будет в ближайшие месяцы развиваться туротрасль, сейчас не берется никто. В лучшем случае, прогноз будет похож на концовку анекдота про блондинку, которая утверждает, что шансы встретить на улице динозавра составляют один к одному: "либо встречу, либо не встречу". Спрос на туристические услуги полностью будет зависеть от платежеспособности населения. Вряд ли кризис доведет россиян до полного отказа от летнего отдыха за рубежом, но уже сейчас понятно, что компаниям придется привыкать бороться за каждого клиента.

Новости